Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми
Психология
Автор: Ливенцова Надежда Сергеевна   
19.11.2020 15:00

Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьмиОсновные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми

Ливенцова Надежда Сергеевна, Воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка», г.о. Химки, Московская область.

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь педагогам ДОУ, гиперактивность, гиперактивные дети.

Одной из главных задач развития системы образования является подготовка профессионалов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Проблема психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми является актуальной, вследствие того, что статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время каждый десятый ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что является самой распространенной причиной нарушения поведения и освоения учебных навыков у детей дошкольного возраста.

 

Проблемой психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми занимались такие ученые, как: И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Л.А. Ясюкова, Л.С. Чутко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс и другие.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют, проблемы с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной группы.

Раскрывая особенности изучения гиперактивности ребенка, как психологического феномена, обратимся к этимологии данного понятия в психолого-педагогической литературе.

Термин «гиперактивновсть» представляет собой сочетание таких терминов как «гипер» и «активность» где первый — переводится с латинского языка как «деятельный, действенный», а второй указывает на «превышение нормы двигательной».

Несмотря на долгую историю изучения гиперактивности, многочисленные исследования показывают, что в более шестидесяти процентов случаев педагоги, психологи и врачи не имеют целостную картину о данном невротическом расстройстве и не знают, как работать с гиперактивными детьми [3].

Основными направлениями деятельности педагога-психолога по оказанию обеспечению психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование.

В оказании психолого-педагогической помощи педагогам, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно творческие занятия, направленные на теоретические основы взаимодействия с гиперактивными детьми в условиях ДОУ; коллективное решение проблемных ситуаций, вебинары, касающиеся взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми, групповая дискуссия, или мозговая атака; проведение конференций, круглых столов, семинаров.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями для благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы работы с гиперактивными детьми.

Еще одним значимым компонентом работы с педагогами является психологическое консультирование, то есть информирование их о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций для педагогов в работе с гиперактивными детьми.

Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение педагогам объективной и полной информации об особенностях развития гиперактивного ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок.

Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по устранению негативных установок и позиций педагогов в отношении гиперактивного ребенка, формировать адекватное отношение к его личности и проблемам. Немаловажно, чтобы педагоги сами хотели были готовы и с пониманием относились к особенностям развития гиперактивного ребенка, а также становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания гиперактивных детей[1].

Однако, педагог, в работе с гиперактивными детьми испытывает профессиональный стресс, который приводит к эмоциональному выгоранию. Поэтому одним из важных направлений в работе педагога-психолога является психологическая профилактика, которая направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья педагога.

Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психологического комфорта, положительно влияющего на педагога при взаимодействии с гиперактивными детьми. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление профессионального выгорания среди педагогов, взаимодействующих с гиперактивными детьми. Для создания комфортной среды для педагога ДОУ можно использовать следующие методы: использование «тайм-аутов», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия, то есть необходимо отдыхать от работы; определение краткосрочных и долгосрочных целей

Таким образом, популяризация информации о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, поможет педагогам разобраться в причинах поведения ребенка, а также поможет понять как вести себя с ребенком для получения желаемого поведения. Часто у педагогов, взаимодействующих с гиперактивным ребенком, проявляется выраженное или скрытое осуждение, отвержение, обвинение, критика. И эти поведенческие действия педагога неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком. Поэтому педагогу важно учиться отделять «хорошее поведение» или «вредности» гиперактивного ребенка от его действий, обусловленных данным синдромом.

Принятие знаний о таком расстройстве как гиперактивность, о его прогнозах и способах проявления у детей, ведет к успешному взаимодействию с данной категорией детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год