Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы
Психология
Автор: Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна   
07.11.2020 21:53

Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферыПсихолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы

Аннотация. В статье рассматриваются возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы, описываются направления работы как с родителями, так и с детьми.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, когнитивная сфера, старший дошкольный возраст.

Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе. Проблема развития когнитивной сферы старших дошкольников является актуальной вследствие того, что именно развитие данной сферы способствует успешному усвоению материала, повышает эффективность их когнитивных способностей.

 

Проблемой развития когнитивной сферы старших дошкольников в психолого-педагогической деятельности занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и другие.

в старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение к взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

В программу психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы входят два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям.

Работая с родителями, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов.

Важным компонентом работы с родителями в практике является психологического просвещение, предполагающее:

  • знакомство с общими закономерностями и условиями благоприятного психологического развития дошкольника
  • популяризация и объяснение результатов новейших психологических исследований в области когнитивного развития старших дошкольников
  • формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности
  • достижение понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в дошкольном учреждении [1].

Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста [4].

Еще одним значимым компонентом работы с родителями является психологическое консультирование, то есть информирование их об закономерностях и индивидуальных особенностях развития ребенка, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций. Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение родителям объективной и полной информации об особенностях развития их ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок. Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений и негативных и отрицательных тенденций в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Немаловажно, чтобы родители сами хотели быть и становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания детей [1].

Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Психологическая профилактика по вопросам развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте предполагает:

  • ответственность за соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка в старшем дошкольном возрасте
  • своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень [2].

В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам. Поэтому именно психодиагностика занимает одно из центральных мест в работе педагога-психолога в дошкольном учреждении [2].

В случае диагностирования проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог проводит работу по коррекции. Психологическая коррекция как направление помощи характеризуется комплексом воздействий, которые направлены на компенсацию и исправление отклонений и недостатков в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Целесообразно использовать такие методы как арттерапия и игротерапия [2].

Арттерапия – специализированная форма психологической коррекции, основанная на искусстве, творческой деятельности. Цели арттерапии в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте:

  • облегчить процесс психологической помощи: неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции
  • получить материал для интерпретации и диагностических заключений: содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте
  • развить чувство внутреннего контроля: работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах: занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию [1].

Направленная игротерапия – эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [3].

Таким образом, возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы делятся на два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям. В работе с родителями специалист использует следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов. Психолого-педагогическую работу с личностью же ребенка необходимо направить на стимуляцию главных линий развития ребенка, формирование его ключевых базисных характеристик. Для развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог может использовать следующие методы: игротерапия, арттерапия.

Литература

  1. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. – 2016. — № 10. – С. 5-8.
  2. Мещерякова С.Ю. Изучение познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2016. — №8. — С.7-9.
  3. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания // Первое сентября, 2018. — № 6. — С. 30-35.
  4. Чумакова С.П. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2015. — № 9. – С.20-29.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год