Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
Психология
Автор: Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна   
06.11.2020 14:26

Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрастеОсобенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, раскрываются признаки и причины, способствующие развитию данной сферы.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, когнитивная сфера, познавательный интерес.

Старший дошкольный возраст — это важный период в возрастном и личностном развитии детей, начинающийся в пять лет и завершающийся к шести годам.

Психологическим новообразованием данного возраста является внутренний план действий — способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Также важнейшими являются изменения в личностной сфере, изменения в представлениях ребенка о себе и своем образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий [3].

 

Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте проявляется не только во внешних действиях, но и во внутренних процессах — активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (на занятиях дети внимательно слушают объяснения педагога-воспитателя, рассматривают картинки, запоминают новую информацию, настойчиво обдумывают способы решения задач и т.п.).

Значительно совершенствуется слуховое восприятие и прежде всего фонематический слух. Дошкольники начинают безошибочно различать звуки родного языка, могут их правильно выделять в словах, безошибочно произносить, изменяя громкость и темп речи, используя средства интонационной выразительности. Они чувствуют ошибки в согласованиях слов, падежных окончаниях, использовании предлогов. Лексический запас увеличивается, ответы становятся более развернутыми, отличаются содержательностью и связностью [1].

Творческие способности в художественной и продуктивной деятельности развиваются и проявляются в рисовании, лепке, конструировании.

Заметно активизируется умственная деятельность — происходит устойчивый рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать эти явления, обнаруживать их сходство и различие; развиваются умения рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

В старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Главная особенность развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества [2].

Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство, внешне оно проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, позитивном эмоциональном переживании, связанным с получением новой информации. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира ( «Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления [4].

Основное условие, обеспечивающее высокий уровень развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, связанное с приобретением знаний и умений, необходимо для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям, и для него характерны: стремление решать интеллектуальные задачи; стремление получить средства для решения указанных задач; потребность в интеллектуальных достижениях; вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия; установка на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; интерес к значению незнакомых слов; ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения [6].

Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:

  • стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание
  • интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу
  • самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем
  • поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач
  • интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления
  • выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления
  • активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области
  • желание высказать и отстоять свою точку зрения
  • осознание интереса — ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится [5].

Таким образом, рассмотрев особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение к взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Литература

  1. Аркин Е.А. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 208с.
  2. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2017. — № 3 – С.9-12.
  3. Ермолова Т.В. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2017. — № 1 – С. 12-15.
  4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 287с.
  5. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: «Речь», 2010. – 243с.
  6. Чумакова С.П. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2015. — № 9. – С.20-29.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год