Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
Психология
Автор: Галиуллин Сергей   
16.06.2020 22:12

Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?

Автор: Сергей Галиуллин, педагог-психолог, практикующий семейный психолог

Текст:

В жизни людям нужны не только точные знания и инструментальные «жёсткие» навыки, но и так называемые «мягкие» навыки. Рассказываем, как их развивать с самого детства.

Что такое мягкие навыки

Мягкие, или гибкие навыки, или софт скиллс противопоставляют жестким навыкам, то есть предметным знаниям и умениям. Например, знать времена года и дни недели — это твердый навык, а уметь задать правильный вопрос или играть в команде — мягкий.

Жёсткие навыки помогают освоить определённую науку или получить конкретную профессию. Например, переключение передачи с помощью КПП и сцепления — нужный навык для водителя.

Мягкие навыки нужны в жизни в целом.

Они надпредметны, их можно развивать в любой сфере деятельности. Мягкие навыки связаны с инициативностью, умением общаться, эмпатией, умением ставить цели и переключать внимание и другими способностями. Точного перечня гибких навыков нет, проще считать ими все, что не связано с конкретной предметной сферой. Но с ними также легче осваивать определенные профессии. Например, умение общаться пригодится и учителю, и водителю.

Гибкие навыки сложнее измерить, чем жёсткие. Они поддаются оценке только в деятельности. Сложно придумать тест, с помощью которого можно понять, как хорошо общается человек, но можно наблюдать за его общением.

 

С какого возраста их нужно развивать

С любого. На самом деле они развиваются с рождения сами собой. Люди общаются между собой, учатся ставить цели и так далее. Как правило, ребёнок просто следует примеру авторитетных взрослых. Сначала это родители, потом педагоги. Причём для развития гибких навыков пример важнее объяснения. Если педагог учит сочувствию, но сам равнодушен к чувствам детей, то он вряд ли научит их этому навыку.

В каждом возрасте развиваются свои, как жёсткие, так и мягкие навыки. Причина проста: в каждом возрасте до подросткового отделы мозга развиваются несинхронно. Сначала лидирует один, затем другой. Например, тоддлера бессмысленно учить эмпатии, к этому не готовы ни мозг, ни психика. Но невербальные сигналы он учится считывать на мах.

У дошкольников эмпатия развивается легче. Причём для этого достаточно ролевой игры. Некоторые педагоги считают, что даже в игре ребёнка необходимо учить эмпатии, например, показывать, как успокаивать мишку. Но согласно теории научения, если родитель или педагог сочувственно относятся к ребёнку, он потом отрабатывает тот же навык в игре, сначала с игрушками, затем со сверстниками, а позже переносит его в реальную жизнь.

Что говорят образовательные стандарты о гибких навыках

ФГОС дополнительного образования требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в нескольких сферах: физической, познавательной, социальной и других. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие. Например, интерес к учению и любопытство — это гибкие навыки.

Показываем на практике, как развивать мягкие навыки у дошкольников, на марафоне "Навыки XXI века у наших детей"

Как развивать гибкие навыки в дошкольном возрасте

Развивать гибкие навыки у дошкольников можно как в детском саду, так и дома. Дома будет чуть сложнее и дороже, потому что придётся покупать материалы и создавать развивающую среду. Но можно потратить не деньги, а время, и создать все своими руками. Также в развитии гибких навыков важно не перегнуть. Любопытство сложно развить, если из-под палки гнать ребёнка на экскурсии и в библиотеки. Интерес нужно разжечь.

Создавать гибкую развивающую среду. Больше всего для этого подходят среды, созданные в подходах Монтессори и Реджио. Ребенку предлагают разные предметные зоны, в которых ребёнок занимается разными делами. В музыкальной зоне он играет на инструментах, поет, учит ноты. В зоне математики сталкивается с формами, объёмами, размерами.

Создать такую среду можно и дома, воспользовавшись книгами по Монтессори-подходу.

Заниматься с детьми разного возраста. Так ребёнок легче учится новым навыкам. Он видит, как старшие дети ухаживают за собой и другими и тянется за ними. Старшие учатся ответственности за младших, учатся лидерству и инициативности.

Мотивировать детей на творчество. И не только на художественное. Творчество это, в первую очередь, гибкость по отношению к себе и миру. Если ребёнок сбился, рассказывая сказку и придумал новую — это творчество. Если ребёнок умеет завязывать шнурки тремя способами, а в случае чего, может их просто запихать за борта ботинок — это тоже творчество. Приучайте ребёнка быть разным и гибким, это важнее, чем учиться рисовать кружки и писать буквы.

Проводить метапредметные занятия. Они помогают находить неочевидные связи между предметами и развивают исследовательские навыки. Например, можно соединить музыкальное занятие с изучением окружающего мира — петь песни про каждую птицу, встреченную на улице или искать ноты в названиях птиц.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год