Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Психология
Автор: Акишева Асия Санатбековна   
17.12.2019 15:33

«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Автор: Акишева Асия Санатбековна, педагог – психолог, детский сад № 236, г. Омск

За последние 10-15 лет способы взаимодействия с ребенком в ДОУ как в педагогике, так и в психологической практике достигли заметных масштабов. Тому не мало способствовали м увеличение детей с ОВЗ ЗПР и ЗРР среди поступающих и пребывающих в ДОУ, что предполагало помимо индивидуального подхода и иные методы для профилактики и коррекции нарушений как в психической, так и в речевой, и в поведенческой сферах. По данным ВОЗ число детей с подобными и более тяжелыми нарушениями в ближайшее время будет только расти, что приведет к необходимости поиска и применения эффективн6ых методик, позволяющих решать ситуацию с развитием и воспитанием «особых» детей. Следует отметить, что под понятием «особых» мы будем понимать детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относим детей с педагогической запущенностью, нарушениями в развитии психической и речевой сферах.

 

Ни для кого не секрет, что основные правила поведения в социуме, тип взаимоотношения со сверстниками, взрослыми устанавливается именно в дошкольном возрасте, формируя тем самым характер человека, его ценностно-моральную сторону как растущей личности и как гражданина в целом. Недостаточное внимание к растущему поколению чревато: все чаще педагоги и воспитатели ДОУ сталкиваются с демонстрацией неуважительного отношения к окружающим, фамильярным и развязным поведением, потребительским отношением и ощущением вседозволенности.

В дошкольном возрасте дети устанавливают нормы поведения отношений со взрослыми и сверстниками, однако процесс социализации у многих протекает нелегко. Наблюдения показывают, что до трети воспитанников в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет его не высокий социальный статус в группе сверстников. Сетование на отсутствие друзей в группе нередкое явление среди детей 5-7 лет, на пример в старшей группе (5-6 лет) около 24 % детей не имеют друзей, что вынуждает их к одиночной игре и/или частым жалобам на нежелание других включить их в совместную игру. Проявление конфликтности и неумение договориться в совместной игре -основные черты таких детей, и не смотря на стремление играть вместе с другими, им с трудом удается налаживать дружеские и игровые отношения, потому как часто сорятся, и, как результат, -игра в одиночестве или с близкими родственниками.

Наблюдая, как общаются дошкольники, можно заключить, что повышенная агрессивность является одной из часто встречаемых проблем в детском коллективе. Другой проблемой является неуменее по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняясь ответить соответствующим образом, если к ним обращаются (нередко при контактах как со старшими, так и со сверстниками). Они не могут развивать и поддерживать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

В настоящее время коммуникативному развитию дошкольников уделяется недостаточное внимание, в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ. Дефицит времени на занятиях приводит к односложным ответам детей на вопросы педагогов, все реже создаются ситуации взаимодействия педагога и воспитанника.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью социализации дошкольников с ОВЗ и недостаточными условиями для успешного развития социально-коммуникавной сферы дошкольников.

Что делать в этом случае?

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного- воздействия. В других случаях -в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д., в иных- служит мощным инструментом развития коммуникативных навыков.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствия. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

Перенос традиционно педагогических задач в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежили стадартные формы обучения:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, намерение экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу

В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (внимание, память мышление)

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особо актуально при работе с «особыми детьми».

Основная цель разработанной нами программы «Сказочные путешествия по песчаным дюнам»: развитие навыков и умений конструктивного общения с окружающими в процессе игровой деятельности в песочнице у дошкольников 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи программы:

  1. обучить умению развернуто отвечать на вопросы
  2. развивать психические процессы
  3. совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Программа была рецензирована и реализована на практике с сентября 2019 года, но уже за два месяца работы можно судить о ее эффективности и результативности. Как показали промежуточные исследования у детей отмечается уменьшение уровня тревожности, увеличилось число личностных. связей в группе, снизилось число играющих в одиночестве детей. Разумеется, работы сделано недостаточно, что бы говорить о реализации всех задач, но мы надеемся к концу учебного года, когда будет завершен цикл занятий, можно будет судить о результативности программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год