Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Понятие об ощущениях и восприятии
Психология
Автор: Сальникова Елена Ивановна   
21.09.2019 08:17

Понятие об ощущениях и восприятииПонятие об ощущениях и восприятии

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений.

Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Ощущения являются основным источником знаний человека о внешнем мире и собственном теле. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своѐм теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек лишенный постоянного источника информации впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается когда человека на некоторое время помещают в свето — и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий.

 

Скачать конспект

Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Так, В.А. Крутецкий пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е.И. Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, которые доходят до нас из внутренней среды организма. Вторые обеспечивают информацию о

положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений.

Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к

эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движения человека,

играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах

(сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения,

происходящие при растяжении и изменении положения мышц и изменение положения сустава. В современной физиологии и психофизиологии роль

проприорицепции, как афферентной основы движений и животных была подробно изучена А.А. Орбели, П.К. Анохиным, а у человека — Н.А.

Берштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия или статическим

ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Л.Д. Столяренко пишет, что третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека

информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных

ощущений принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого

органа. Примерами являются вкус и осязание.

Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии.

К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно слух и зрение.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов — раздражителей на органы чувств. Однако

ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Во время

латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и

неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода

можно судить об афферентных структурах ЦНС, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий

головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных

раздражителей. И.П. Павлов пишет: "В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных

раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные

комплексы (синтезировались)". Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его основе все свойства объекта восприятия

объединяются в целостный образ. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений,

приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Человек живѐт не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живѐт в мире вещей, предметов и форм, в

мире сложных ситуаций, т.е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дел не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в

результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к

отражению целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку

достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов

узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс

восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки;

пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей

звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы

некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,

посторенние и уточнение образа.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Под предметностью понимается отнесѐнность всех сведений о внешнем мире, получаемых с помощью органов чувств, к самим предметам, а

не к рецепторам или участникам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект

воспринимается как устойчивое системное целое, категориальность, что он относится к определѐнной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков.

Константность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия.

Например, константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опосредуют речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования

свойств предмета путѐм их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от

индивидуальных особенностей личности.

Итак, восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в

совокупности их различных свойств и частей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год