Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Понятие об ощущениях и восприятии
Психология
Автор: Сальникова Елена Ивановна   
21.09.2019 08:17

Понятие об ощущениях и восприятииПонятие об ощущениях и восприятии

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений.

Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Ощущения являются основным источником знаний человека о внешнем мире и собственном теле. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своѐм теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек лишенный постоянного источника информации впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается когда человека на некоторое время помещают в свето — и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий.

 

Скачать конспект

Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Так, В.А. Крутецкий пишет, что ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е.И. Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, которые доходят до нас из внутренней среды организма. Вторые обеспечивают информацию о

положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений.

Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к

эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движения человека,

играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах

(сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения,

происходящие при растяжении и изменении положения мышц и изменение положения сустава. В современной физиологии и психофизиологии роль

проприорицепции, как афферентной основы движений и животных была подробно изучена А.А. Орбели, П.К. Анохиным, а у человека — Н.А.

Берштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия или статическим

ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Л.Д. Столяренко пишет, что третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека

информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных

ощущений принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого

органа. Примерами являются вкус и осязание.

Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии.

К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно слух и зрение.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов — раздражителей на органы чувств. Однако

ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Во время

латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и

неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода

можно судить об афферентных структурах ЦНС, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий

головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных

раздражителей. И.П. Павлов пишет: "В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных

раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные

комплексы (синтезировались)". Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его основе все свойства объекта восприятия

объединяются в целостный образ. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений,

приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Человек живѐт не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живѐт в мире вещей, предметов и форм, в

мире сложных ситуаций, т.е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дел не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в

результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к

отражению целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку

достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов

узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс

восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки;

пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей

звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы

некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,

посторенние и уточнение образа.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Под предметностью понимается отнесѐнность всех сведений о внешнем мире, получаемых с помощью органов чувств, к самим предметам, а

не к рецепторам или участникам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект

воспринимается как устойчивое системное целое, категориальность, что он относится к определѐнной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков.

Константность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия.

Например, константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опосредуют речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования

свойств предмета путѐм их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от

индивидуальных особенностей личности.

Итак, восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в

совокупности их различных свойств и частей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год