Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
Психология
Автор: Тихомирова Татьяна Леонидовна   
03.05.2016 22:20

Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.

Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, cистемно — организованная деятельность, в процессе которой создаются социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Общими Задачами психолого – педагогического сопровождения являются:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Все дети проходят определенные стадии развития. Но темп их прохождения у каждого ребенка строго индивидуален. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Каждый р-к развивается и растет по своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия необходимо учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на ребенка, чтобы выявить степень развития детей по всем видам деятельности. С этой целью в начале учебного года проводится мониторинг развития детей. Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка по всем образовательным областям и намечать при необходимости индивидуальные маршруты по дальнейшему сопровождению для максимального раскрытия потенциала детской личности.

После проделанной диагностической работы начинает свою работу медико-психолого-педагогический консилиум. который представляют психолог, логопед воспитатели, руководители музыкального и физического развития Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую стратегию в работе с детьми, родителями, педагогами. Составляется план комплексной помощи на каждого ребенка, определяется последовательность действий и уточняются сроки исполнения. Составляется перспективный план общих коррекционных мероприятий и график работы каждого специалиста.

Неотъемлемой частью сопровождения является развивающая среда. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, помогая индивидуально познавать окружающий мир и возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Необходимо, чтобы среда была содержательно — насыщена, трансформируема, вариативна, соответствовала возрасту детей и содержанию программы.

Непосредственно образовательная деятельность тоже часть психолого – педагогического сопровождения. Она осуществляется по направлениям развития д-й (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно – эстетическому). Отличительной особенностью НОД в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач стоят и специальные коррекционно — логопедические задачи непосредственно связанные с темой НОД. В НОД используются следующие общепедагогические технологии: развивающее обучение, которое включает в себя — игровое обучение, проблемное, дидактическую, личностно-ориентированный подход,, метод проектов, технологию интегрированного обучения, технологии индивидуального обучения. Разрабатываются комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, практически по всем образовательным темам и подбираются дидактические материалы по изучаемым темам, включая разнообразные задания на профилактику и коррекцию речи.

Индивидуальная и самостоятельная деятельность составляют существенную часть в течении целого дня во всех режимных моментах. Они направлены на коррекцию индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников создающие определенные трудности в овладении программы. Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску работа должна вестись в форме свободных игр. В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, пазлов). В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Следующим шагом сопровождения является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.

Для привлечения родителей к управлению воспитательно — образовательным процессом используются:

  • информационные стенды;
  • фотостенды;
  • уголки для родителей;
  • папки-передвижки;
  • родительские собрания;
  • консультации и беседы — где специалисты и воспитатели знакомили родителей со спецификой своей работы, с индивидуальными особенностям развития ребенка, давали консультации, рекомендации, советы.
  • дни открытых дверей
  • тематические выставки;
  • газеты для родителей участие в экскурсиях, праздниках, развлечениях — совместные субботники по благоустройству территории, оформлению группы

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работой с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи каждому ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год