Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
02.05.2016 22:06

Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.

Вспомните, какими мы были детьми: любопытными, наивными, добрыми. Мир казался огромным! Мы верили, что можем летать. Кормили любимых игрушечных зайцев и медвежат, брали их с собой гулять. В пушистые уши шептали им свои маленькие и большие секреты. И точно знали: мишка и заяц никому, никому не выдадут нашу тайну! Даже маме и папе!

Мы жили в большом, волшебном мире. Верили в чудеса. Вы помните, как пытались заглянуть за большое зеркало, в надежде увидеть длинный коридор, по которому можно попасть в Зазеркалье? Или как прятались под одеялом с фонариком и представляли себя королем собственного замка? Мы не видели границы между миром реальным и выдуманным. Жили в двух мирах, который был для нас одним. Вот почему мы верили в сказки. Вот почему старались походить на любимых героев. Именно поэтому сказки для детей могут творить настоящие чудеса! Когда главный персонаж похож на вашего мальчика или девочку, и решает те же проблемы, что и малыш, то через сказку ребенок получает опыт, который поможет ему справиться с трудностями в жизни. Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему — сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.

Итак, сказка:

  • расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе
  • транслирует моральные и нравственные законы
  • помогает осознавать причинно-следственные связи событий
  • показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями
  • учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

Сказка помогает объяснить малышу трудную ситуацию в семье: разводы, конфликты, пьющих родителей и т.д. Решить “проблему общения”: не жадничать, не бить других ребят, не стесняться незнакомых людей и т.д. Убедиться в своих силах, не бояться нового, перестать упрямиться и даже помочь выздороветь!

В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души.

Сказки, которые я использую в своей работе – не просто сказки, в них нет рискованных, захватывающих приключений, но они способны передавать детям глубинные законы бытия и вносить покой в их души!

В зависимости от целей, поставленных мною в процессе работы с детьми, я подразделяю сказки на три категории.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».

Такие сказки я применяю для развития различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной) и кинестетической (ощущения от движений). Такие сказки имеют медитативный характер и способствуют стабилизации психических процессов, успокоению и расслаблению. Принцип построения сказок очень прост: «Мы переносимся с вами в удивительную Сказочную страну…». Темы сказок либо совпадают с тематическими занятиями в группах, либо являются самостоятельной темой занятий с детьми. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание, а при систематических занятиях учат ребят осознавать свои ощущения, мысли и эмоции. Такие сказки можно сочинить вместе с детьми, записать, оформить их рисунками детей и пополнить «книжкой» библиотеку группы. Дети чаще выбирают «нашу» сказку для работы, веря в то, что она действительно сотворит чудо. Они перестают капризничать, начинают верить в себя и свои силы!

2. Сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Подобные сказки я применяю в работе с детьми из семей, в которых существует дефицит эмоционального комфорта, поддержки и тепла. Дети из таких семей часто становятся озлобленными, «ершистыми», т.е. проблемными… А позитивные образы медититативных сказок, проникая в бессознательное, формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Очень часто, рассказывая такие сказки, я подкрепляю их работой в песочнице. Песочная терапия предполагает работу с чувствами ребенка, дает возможность проанализировать многие стратегии его поведения, открывает доступ к зажатым состояниям, актуализирует творчество и исследовательский интерес. Песочная терапия, основанная на рассказывании сказки, отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Для ребенка зрительный образ является очень важным, поэтому создавая в песочнице альтернативные отношения между собой и взрослым, он получает потенциальную возможность построить в будущем такие отношения, у него создается позитивный образ семьи и собственной нужности и важности.

3. Сказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни.

Человек есть частица мира. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее реализация всех возможностей человека. Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций. Познание всегда эмоционально, а фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Дети воспринимают все происходящее в сказке как реальность. Это требует их внутренний мир. На первый взгляд, сказкотерапия невидима и незаметна, но именно с помощью таких занятий можно увлечь и рассказать о совсем, казалось бы, неинтересных вещах. Например: сказка об электроприборах — «Электроприборы, веник и крыса Лариска», сказка об обуви — «Сказка о башмачках», или сказка о том, как дикие животные стали домашними «Кот, который гулял сам по себе».

Занятия с детьми с применением сказкотерапии восполняет пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Особенно это важно для воспитанников логопедических групп. Используя сказку в процессе занятия, включающую в себя игры и упражнения, направленные на двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают свою фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов, дают простор своему творчеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год