Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
Психология
Автор: Власова Виктория Александровна   
06.10.2016 14:59

«Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»«Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»

Власова Виктория Александровна Педагог-психолог ДОУ №9 г. Липецка

В статье представлена программа по психологическому сопровождению старших дошкольников по подготовке к школе и их родителей, в которой изложены цели, задачи и методы их решения. Программа апробирована и дает положительные результаты. Рекомендуется для использования в детских дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: произвольность, мотивация, ведущая деятельность, психологическая готовность к школе, игровая деятельность, учебная деятельность, психологическое здоровье ребенка.

The article presents the program of psychological and pedagogical support of children of 6-7 years for preparation for school. T he program informs abaut goals and methods for their solution. The program is tested and gives good results. It is recommended foruse in infant schools.

Keywords: Voluntariness, motivation, leading activity, mental health of children.

 

Скачать конспект

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, изменились требования к содержанию деятельности педагога-психолога. Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности — активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально- волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. {1}

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения учебными универсальными действиями, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью подготовки к школе.

Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших шести-семи летнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Таким образом, подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших задач учебно-воспитательных комплексов и родителей. {2}

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать, по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, старший дошкольник знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям. Он пытается оперировать знаниями, представлять ситуации и находить возможные пути для ответа на вопрос. {3}

Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.

Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т.к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.

Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том, что они еще не «наигрались». т.е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности у детей остается очень мало времени для игры — в перерыве между кружками и занятиями в детском саду — в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию. {4}

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.

Наиболее сложным и «уязвимым» является период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.

В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. {5}

Существенное значение имеют также низкий уровень познавательной потребности, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника. Следует отметить значительный удельный вес

недостаточной развитости произвольности. Именно это нарушение лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома и т.п. Поскольку специальной работы по развитию произвольности в школе, как правило, не ведется, то отрицательные оценки и замечания учителей ведут лишь к закреплению нарушений по типу «замкнутого психологического круга».

Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку, что связано с тем, что в педагогической практике ошибка расценивается как то, что заслуживает наказания, а не как то, что неизбежно в процессе усвоения новой деятельности и, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность.

Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем, многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается — мышление развито на самом высоком уровне, ребенок умеет писать и читать, но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно. Ребенок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину; кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация не сформирована. В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии.

Важная роль в развитии ребёнка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребёнка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно времени, поощрять самостоятельность и инициативу ребёнка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребёнку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребёнку испытывают только отрицательные чувства, считают ребёнка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботятся о нём. {6}

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое

значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В связи с этим нами был разработан курс занятий по психологическому сопровождению старших дошкольников по подготовке к школе и их родителей, получивший название «Здравствуй школа!». За основу научной идеи были взяты предлагаемые развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе.

Цель:

  • всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
  • оказание психологической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
  4. Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе

Содержание занятий:

Занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группы. Общее количество занятий – 15 (и рабочая тетрадь) Продолжительность занятий — 25-30 минут. Периодичность — один раз в неделю.

Структура занятий:

Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная, строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения. Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера. Особое внимание уделялось проблемам школьной дезадаптации у детей и для этого в занятия была включена сказкотерапия. Велика роль загадок в обучении детей. Поэтому в занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире. {7}

В заключительной части дети делятся своими впечатлениями, прощаются.

Основной составляющей в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в школе.

Перед встречей с родителями подготовительных к школе групп я провожу опрос в группах, в котором предлагаю взрослым проранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости — от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке.

Ежегодно выступаю на родительских собраниях по данной теме.

Большое значение в мотивационной готовности детей имеет выставка фотографий: «Мои родители-ученики». Через неё дети делятся впечатлениями, учатся общаться, родители рассказывают детям о школе, о своих одноклассниках, учителях.

Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Психологическая мозаика». Это позволяет знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.

Большая работа ведётся с воспитателями подготовительных к школе групп. Для них я провожу беседы, консультации. Они являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности проводят аналогичные упражнения и игры. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определённую коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год