Метод психологической коррекции — Сказкотерапия |
Психология | |
Автор: Нестерова Юлия Сергеевна | |
20.06.2025 17:45 | |
Подготовила воспитатель МБДОУ № 55, г. Нижний Новгород Нестерова Юлия Сергеевна 2025г. С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше, характер речевых патологий — сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.
Целью сказкотерапии является:
Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей. Определений сказкотерапии достаточно много. Вот некоторые из них: Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария.
Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития. Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления. Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться. Сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми, что актуально в работе с детьми с РАС. Лечение сказкой — это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки: 1) «Колобок» — ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) «Волк и семеро козлят» – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) «Красная Шапочка» – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) «Петушок золотой гребешок» — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) «Репка» – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) «Маша и медведь» – учит, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных). В образовательном процессе применяются различные методы работы:
Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:
При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей:
|