Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Метод психологической коррекции — Сказкотерапия
Психология
Автор: Нестерова Юлия Сергеевна   
20.06.2025 17:45

Метод психологической коррекции — СказкотерапияМетод психологической коррекции — Сказкотерапия

Подготовила воспитатель МБДОУ № 55, г. Нижний Новгород Нестерова Юлия Сергеевна 2025г.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше, характер речевых патологий — сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.

 

Целью сказкотерапии является:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание игровой доверительной атмосферы в группе
  • Установление межличностных контактов между детьми
  • Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям
  • Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок
  • Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах
  • Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Определений сказкотерапии достаточно много. Вот некоторые из них:

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария.

  • Сказкотерапия – это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
  • Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.
  • Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
  • Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.
  • Сказкотерапия — метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка.

Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития. Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления.

Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми, что актуально в работе с детьми с РАС.

Лечение сказкой — это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии.

Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки: 1) «Колобок» — ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) «Волк и семеро козлят» – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) «Красная Шапочка» – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) «Петушок золотой гребешок» — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) «Репка» – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) «Маша и медведь» – учит, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

В образовательном процессе применяются различные методы работы:

  • Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе).
  • Словесные (проговаривание, беседа, чтение произведений, словесные игры, сочинение сказок)
  • Практические (игры пальчиковые, подвижные, игры – инсценировки, потешки с движениями) и средства коррекции: вербально-коммуникативные, орудийно-манипулятивные, экспрессивно-мимические.

Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:

  1. диагностическую (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения).
  2. прогностическую (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения ребенка в будущем);
  3. терапевтическую (само лечение, благодаря которому в поведении и в эмоциональном состоянии ребенка происходят положительные изменения).

При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей:

  • гиперактивность или гипоактивность;
  • стресс, вызванный потерей близкого человека или любимого животного;
  • агрессивность, неадекватное поведение, нарушения взаимодействия со сверстниками;
  • расстройство поведения с различными физическими проявлениями (возможны проблемы с питанием или с мочевым пузырем);
  • различные страхи, тревожность;
  • стресс, связанный с семейными проблемами: развод родителей, их скандалы, насилие в семье, появление еще одного ребенка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год