Дошкольник              
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Программа дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие детей через организацию занятий по лепки из воздушного пластилина». Кружок «Нейролепка»
Поделки
Автор: Кузьмина Мария Александровна   
10.11.2025 11:46

Программа дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие детей через организацию занятий по лепки из воздушного пластилина». Кружок «Нейролепка»Программа дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие детей через организацию занятий по лепки из воздушного пластилина». Кружок «Нейролепка»

Направленность: художественная, Срок реализации: 1 год, Уровень: стартовый, Возраст обучающихся: 3-4 года

Составитель: Кузьмина Мария Александровна Рязань 2025

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные ладошки» для детей 3-5 лет
  3. Перспективный план занятий
  4. Список использованной литературы

Пояснительная записка «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов.

Скачать конспект

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Нейролепка”- основной идеей которого является, создание фигурок из воздушного пластилина используя разные техники лепки.

Программа работы кружка «Нейролепка» является моделью совместной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов лепки из воздушного пластилина вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Яркие цвета пластилина, и необыкновенная структура очень приятная на ощупь, не оставит равнодушным дошколят.

Лепка из воздушного пластилина имеет ярко выраженные характерные черты: не традиционность в использовании нового современного материала, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях будут использоваться все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей лепке из легкого пластилина помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  • “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
  • “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
  • “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
  • “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе

Цель: развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с легким пластилином.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию.
  3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
  4. Развивать зрительно-пространственные навыки.
  5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки.
  6. Закрепить приёмы лепки.
  7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений и навыков.
  3. Системность знаний.
  4. Воспитывающая и развивающая направленность.
  5. Активность и самостоятельность.
  6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Предполагаемые результаты работы:

  1. У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
  2. Усвоены основные приёмы лепки;
  3. Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
  4. Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
  5. Вырабатывать усидчивость;
  6. Сохраняет интерес к занятию;
  7. В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Кружок дети посещают по запросу родителей или их законных представителей.

Материал:

2. Цветной легкий пластилин.

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, ИКТ.

Возраст:

Детей 3-4 года

Количество детей: в группе не более 10 человек.

Расписание организованной образовательной деятельности:

1 раз в неделю, 2 половина дня, 15 мин.

Форма деятельности:

Занятия, совместная деятельность.

Основные методы и формы совместной деятельности

Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций

Форма: тематическая совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

  1. Выступление на родительских собраниях.
  2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Развивающая среда в группе

  1. Оформление выставок детских поделок.
  2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.

Календарно-тематическое планирование кружка «Нейролепка»

на 2025-2026 учебный год, 1 раз в неделю

Тема занятия

Программное содержание

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Вводное занятие «У нас в гостях волшебный пластилин»

1. Воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.

2. Определить навыки детей по уровням: ниже среднего, средний, выше среднего

1. Игрушки, вылепленные из пластилина (внесенные в группу для рассматривания).

2. Лепка из пластилина: «Как пластилиновый брусок обретает форму?» (шар, цилиндр, конус, лепёшка, жгутики и полоски)

1

2

Лепка «Фрукты»

1.Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

2. Учить подбирать цвет в соответствии с выбранным изделиям лепки.

1.Рассматривание муляжей фруктов.

2. Лепка из пластилина «Груша и Яблоко.»

1

3

Лепка «Котёнок»

1. Закрепить умение детей лепить знакомые предметы, используя приемы лепки (раскатывание, расплющивание).

2. Учить лепить кончиком пальца для придания выразительности.

1.Рассматривание фотоальбома «Кошки».

2. Н.п. игра: «Домашние животные».

3. Загадки о кошках.

4. Чтение художественной литературы.

1

4

Лепка «Осенний листочек»

1. Учить лепить предметы из жгутиков.

2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

1.Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью»

2.Игра «какого цвета листочек»

3.Лепка «Осенний листочек»

1

Октябрь

1

Лепка «Весёлая пчёлка»

1.Учить лепить овал.

2.Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Пчёлка»

2.Нейроупражнение «Весёлые шарики»

3.Лепка «Весёлая пчёлка»

1

2

Лепка «Клубничное настроение»

1.Учить лепить овал с оттягиванием.

2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

3. Учить передавать особенности предмета с помощью стеки.

1. Рассматривание иллюстраций «Клубника»

2.Нейроупражнение «Стрелочки»

3. Лепка «Клубничное настроение»

1

3

Лепка «Мышка-норушка»

1.Учить лепить овал с оттягиванием.

2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

3. Учить передавать особенности предмета с помощью стеки.      

1.Рассматривание иллюстраций «Мышка-норушка»

2.Нейроупражнение «Кулак-ребро»

3. лепка «Мышка-норушка»

1

4

Лепка «Весёлая улитка»

1.Учить равномерно раскатывать колбаску.

2.Учить скручивать колбаску.

3. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

1.Рассматривание иллюстраций «Улитка»

2.Нейроупражнение «Колечко пальцами»

3.Лепка «Весёлая улитка»

1

Ноябрь

1

Лепка «Лучший друг человека-собака»

1.Продолжать учить лепить предметы из шара.

2.Учить придавать конусам разные формы.

3.Учить соединять детали скульптуры вместе правильно.

1.Рассматривание иллюстраций на тему «Какие бывают собаки»

2.Нейроупражнение «Стрелочки»

3. Лепка «Собака»

1

2

Лепка «Кафе. Еда»

1. Формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

2. Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения.

1.Рассматривание иллюстраций и предметов: конфеты, сушки, пряники, пироженные, печенье.

2. Нейроупр. «Ладошки»

3. Рассмотреть коллекции конфетных фантиков и фантиков шоколадок.

2

3

Лепка «Торт для любимой мамочки»

1.Учить детей составлять композицию торта из разных частей.

2. Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения.

1.Рассматривание иллюстраций праздничного торта.

2.Неупраж. «Кулак-ребро»

3. Лепка «Торт для любимой мамочки»

1

Декабрь

1

Лепка «Мой весёлый снеговик»

1.Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы.

2.Развивать воображении при украшении своего снеговика.

1. Загадывание загадок про снеговика.

2.Нейроупр. «Кулак-ребро-ладонь»

3.Лепка «Мой весёлый снеговик»

1

2

Лепка «Снежинка»

1.Продолжать учить детей лепить предметы из жгутиков, соединяя их и составляя одно целое.

2.Развивать воображение при создании своей снежинки.

1.Рассматривание иллюстраций «Какие бывают снежинки»

2. Нейроупр. «Весёлый конструктор»

3. Лепка «Снежинка»

1

1

Лепка «Новогодняя игрушка на ёлку»

1.Продолжать учить детей лепить предметы разной формы (шар, цилиндр)

2. Учить смешивать разные цвета для получения необычных цветовых решений для поделки.

3. Развивать воображение.

1.Рассматривание разных ёлочных игрушек.

2. Определение размера будущей игрушки.

3. Лепка «Новогодняя игрушка на ёлку»

2

Январь

1

Лепка «У сказки в гостях. Лиса и колобок»

1.Учить детей лепить героев сказки «Колобок»

2. Развивать память, внимание.

3. Учить выстраивать соотношение размера будущих героев сказки.

1.Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

2.Нейроупражнение «Колобки» (скатывание шарика из пластилина 2 руками одновременно)

3. Лепка «Лиса и колобок»

2

Февраль

1

Лепка «Красивая тарелочка»

1.Учить детей лепить предметы посуды из лепёшки.

2.Развивать воображение

3.Учить выбирать украшение готового изделия из жгутиков.

1.Рассматривание различных тарелочек.

2. Нейроупр. «Стрелочки»

3.Лепка «Красивая тарелочка»

1

2

Лепка «Брелок на 23 февраля»

1. Формировать у детей представление о празднике – День Защитника Отечества.

2. Закрепить приемы лепки: скатывание, оттягивание и соединение частей.

1. Беседа на тему: «Что за праздник 23 февраля?»

2. Лепка «Брелок на 23 февраля»

2

3

Лепка «Бурый медведь»

1. Учить выделять части тела передавать их с соблюдением пропорций.

2. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки.

1.Расмматривание иллюстраций «Бурый медведь»

2. Нейроупр. «Ленивые восьмёрки»

3.Лепка «Бурый медведь».

1

Март

1

Лепка «Роза для мамы»

1. Учить лепить части цветущего растения

2. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание, расплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивания краев пальцами.

3. Учить создавать предметы в игре – драматизации

1. Просмотр презентации «Роза распускается»

2.Нейроупр. «Столик»

3. Лепка «Роза для мамы»

2

2

Лепка «Совушка»

1. Учить детей лепить птицу, передавая форму тела, головы.

2. Продолжать учить техническим приемам: оттягивание – клюв, примазывание, расплющивание – крылья.

3. Учить отличать разнообразие получившихся работ.

1.Рассматривание плаката «Птицы нашего леса».

2. Нейроупр. «Лепим 2 руками»

3. Лепка «Совушка»

1

3

Лепим «Народную игрушку Матрёшку»

1.Учить лепить матрёшку из конуса.

2.Развивать воображение.

3. Учить отличать разнообразие получившихся работ.

1.Познакомить с народной игрушкой матрёшкой. 2.Рассматривание разных матрёшек по стилю, размеру.

3. Лепим «Народную игрушку Матрёшку»

1

Апрель

1

Лепка «Весенний букет ромашек»

1.Учить лепить цветок ромашку, передавая в своей работе особенности строения цветка.

2.Вызвать эмоциональный отклик на создания букета из ромашек.

1.Рассматривание иллюстраций на тему: Ромашка.

2. Нейроупр. «кулак-ладонь»

3. Лепка «Весенний букет ромашек»

2

2

Лепка «Космос. Звездное небо.»

1.Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. 2.Развивать чувство формы и композиции

1.Беседа о космосе.

2.Нейроупр. «Кулак -ладонь вертикально»

3. Лепка «Космос. Звездное небо.»

1

3

Лепка «Черепашка»

1.Учить передавать форму черепашки: туловище, панцирь, дополнять основную лепку дополнительными деталями.

2. Продолжать учить лепить предметы комбинированным способом.

3. Отрабатывать приемы лепки: сглаживание поверхности, придание нужной формы, соответственно замыслу

1.Рассматривание альбома «Мир морей и океанов»

2.Рассматривание иллюстрации «Черепашка»

3. Нейроупр. «Лепка 2 руками одновременно»

4. Лепка «Черепашка»

1

Май

1

Лепка «Панно на 9 мая»

1. Учить лепить предметы из жгутиков.

2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

3. Лепка коллективного панно «Панно на 9 мая»

1.Беседа на тему: «9 мая -День Победы»

2.Рассматривание символики к Дню Победы: георгиевская лента, вечный огонь и т.д.

3. Лепка коллективного панно «Панно на 9 мая»

2

2

Лепка «Брошь с российским флагом»

1.Продолжать учить раскатывать из шарика жгутик   оттягивать и закруглять концы.

2.Развивать мелкую моторику рук

1.Рассматривание образца поделки.

2.Изготовление поделки

1

3

Выставка работ за год. Видеоотчёт работы кружка.

Поощрение за успехи

Беседа о результатах

1

               

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

4. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 2007. – 323с.

5.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография. - М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.

6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.

7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.

11.«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

12.Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

13.«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

14.Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

15.Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

16.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.

17.Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

18. Светлана Юрьевна Ращупкина «Лепка из пластилина» Серия «Поделки-самоделки» - «Рипол-классик»,2011г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год