|
Программа дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие детей через организацию занятий по лепки из воздушного пластилина». Кружок «Нейролепка»
Направленность: художественная, Срок реализации: 1 год, Уровень: стартовый, Возраст обучающихся: 3-4 года
Составитель: Кузьмина Мария Александровна Рязань 2025
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные ладошки» для детей 3-5 лет
- Перспективный план занятий
- Список использованной литературы
Пояснительная записка «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов.
Скачать конспект
Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Нейролепка”- основной идеей которого является, создание фигурок из воздушного пластилина используя разные техники лепки.
Программа работы кружка «Нейролепка» является моделью совместной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов лепки из воздушного пластилина вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Яркие цвета пластилина, и необыкновенная структура очень приятная на ощупь, не оставит равнодушным дошколят.
Лепка из воздушного пластилина имеет ярко выраженные характерные черты: не традиционность в использовании нового современного материала, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях будут использоваться все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей лепке из легкого пластилина помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
- “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
- “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
- “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе
Цель: развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с легким пластилином.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
- Развивать зрительно-пространственные навыки.
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки.
- Закрепить приёмы лепки.
- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений и навыков.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Предполагаемые результаты работы:
- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- Усвоены основные приёмы лепки;
- Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
- Вырабатывать усидчивость;
- Сохраняет интерес к занятию;
- В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
Кружок дети посещают по запросу родителей или их законных представителей.
Материал:
2. Цветной легкий пластилин.
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, ИКТ.
Возраст:
Детей 3-4 года
Количество детей: в группе не более 10 человек.
Расписание организованной образовательной деятельности:
1 раз в неделю, 2 половина дня, 15 мин.
Форма деятельности:
Занятия, совместная деятельность.
Основные методы и формы совместной деятельности
Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций
Форма: тематическая совместная деятельность
Взаимодействие с родителями
- Выступление на родительских собраниях.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Развивающая среда в группе
- Оформление выставок детских поделок.
- Оформление альбома с фотографиями лучших работ.
Календарно-тематическое планирование кружка «Нейролепка»
на 2025-2026 учебный год, 1 раз в неделю
|
№
|
Тема занятия
|
Программное содержание
|
Основные виды учебной деятельности обучающихся
|
Кол-во занятий
|
|
Сентябрь
|
|
1
|
Вводное занятие «У нас в гостях волшебный пластилин»
|
1. Воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.
2. Определить навыки детей по уровням: ниже среднего, средний, выше среднего
|
1. Игрушки, вылепленные из пластилина (внесенные в группу для рассматривания).
2. Лепка из пластилина: «Как пластилиновый брусок обретает форму?» (шар, цилиндр, конус, лепёшка, жгутики и полоски)
|
1
|
|
2
|
Лепка «Фрукты»
|
1.Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
2. Учить подбирать цвет в соответствии с выбранным изделиям лепки.
|
1.Рассматривание муляжей фруктов.
2. Лепка из пластилина «Груша и Яблоко.»
|
1
|
|
3
|
Лепка «Котёнок»
|
1. Закрепить умение детей лепить знакомые предметы, используя приемы лепки (раскатывание, расплющивание).
2. Учить лепить кончиком пальца для придания выразительности.
|
1.Рассматривание фотоальбома «Кошки».
2. Н.п. игра: «Домашние животные».
3. Загадки о кошках.
4. Чтение художественной литературы.
|
1
|
|
4
|
Лепка «Осенний листочек»
|
1. Учить лепить предметы из жгутиков.
2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
|
1.Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью»
2.Игра «какого цвета листочек»
3.Лепка «Осенний листочек»
|
1
|
|
Октябрь
|
|
1
|
Лепка «Весёлая пчёлка»
|
1.Учить лепить овал.
2.Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
|
1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Пчёлка»
2.Нейроупражнение «Весёлые шарики»
3.Лепка «Весёлая пчёлка»
|
1
|
|
2
|
Лепка «Клубничное настроение»
|
1.Учить лепить овал с оттягиванием.
2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
3. Учить передавать особенности предмета с помощью стеки.
|
1. Рассматривание иллюстраций «Клубника»
2.Нейроупражнение «Стрелочки»
3. Лепка «Клубничное настроение»
|
1
|
|
3
|
Лепка «Мышка-норушка»
|
1.Учить лепить овал с оттягиванием.
2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
3. Учить передавать особенности предмета с помощью стеки.
|
1.Рассматривание иллюстраций «Мышка-норушка»
2.Нейроупражнение «Кулак-ребро»
3. лепка «Мышка-норушка»
|
1
|
|
4
|
Лепка «Весёлая улитка»
|
1.Учить равномерно раскатывать колбаску.
2.Учить скручивать колбаску.
3. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
|
1.Рассматривание иллюстраций «Улитка»
2.Нейроупражнение «Колечко пальцами»
3.Лепка «Весёлая улитка»
|
1
|
|
Ноябрь
|
|
1
|
Лепка «Лучший друг человека-собака»
|
1.Продолжать учить лепить предметы из шара.
2.Учить придавать конусам разные формы.
3.Учить соединять детали скульптуры вместе правильно.
|
1.Рассматривание иллюстраций на тему «Какие бывают собаки»
2.Нейроупражнение «Стрелочки»
3. Лепка «Собака»
|
1
|
|
2
|
Лепка «Кафе. Еда»
|
1. Формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.
2. Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения.
|
1.Рассматривание иллюстраций и предметов: конфеты, сушки, пряники, пироженные, печенье.
2. Нейроупр. «Ладошки»
3. Рассмотреть коллекции конфетных фантиков и фантиков шоколадок.
|
2
|
|
3
|
Лепка «Торт для любимой мамочки»
|
1.Учить детей составлять композицию торта из разных частей.
2. Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения.
|
1.Рассматривание иллюстраций праздничного торта.
2.Неупраж. «Кулак-ребро»
3. Лепка «Торт для любимой мамочки»
|
1
|
|
Декабрь
|
|
1
|
Лепка «Мой весёлый снеговик»
|
1.Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы.
2.Развивать воображении при украшении своего снеговика.
|
1. Загадывание загадок про снеговика.
2.Нейроупр. «Кулак-ребро-ладонь»
3.Лепка «Мой весёлый снеговик»
|
1
|
|
2
|
Лепка «Снежинка»
|
1.Продолжать учить детей лепить предметы из жгутиков, соединяя их и составляя одно целое.
2.Развивать воображение при создании своей снежинки.
|
1.Рассматривание иллюстраций «Какие бывают снежинки»
2. Нейроупр. «Весёлый конструктор»
3. Лепка «Снежинка»
|
1
|
|
1
|
Лепка «Новогодняя игрушка на ёлку»
|
1.Продолжать учить детей лепить предметы разной формы (шар, цилиндр)
2. Учить смешивать разные цвета для получения необычных цветовых решений для поделки.
3. Развивать воображение.
|
1.Рассматривание разных ёлочных игрушек.
2. Определение размера будущей игрушки.
3. Лепка «Новогодняя игрушка на ёлку»
|
2
|
|
Январь
|
|
1
|
Лепка «У сказки в гостях. Лиса и колобок»
|
1.Учить детей лепить героев сказки «Колобок»
2. Развивать память, внимание.
3. Учить выстраивать соотношение размера будущих героев сказки.
|
1.Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
2.Нейроупражнение «Колобки» (скатывание шарика из пластилина 2 руками одновременно)
3. Лепка «Лиса и колобок»
|
2
|
|
Февраль
|
|
1
|
Лепка «Красивая тарелочка»
|
1.Учить детей лепить предметы посуды из лепёшки.
2.Развивать воображение
3.Учить выбирать украшение готового изделия из жгутиков.
|
1.Рассматривание различных тарелочек.
2. Нейроупр. «Стрелочки»
3.Лепка «Красивая тарелочка»
|
1
|
|
2
|
Лепка «Брелок на 23 февраля»
|
1. Формировать у детей представление о празднике – День Защитника Отечества.
2. Закрепить приемы лепки: скатывание, оттягивание и соединение частей.
|
1. Беседа на тему: «Что за праздник 23 февраля?»
2. Лепка «Брелок на 23 февраля»
|
2
|
|
3
|
Лепка «Бурый медведь»
|
1. Учить выделять части тела передавать их с соблюдением пропорций.
2. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки.
|
1.Расмматривание иллюстраций «Бурый медведь»
2. Нейроупр. «Ленивые восьмёрки»
3.Лепка «Бурый медведь».
|
1
|
|
Март
|
|
1
|
Лепка «Роза для мамы»
|
1. Учить лепить части цветущего растения
2. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание, расплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивания краев пальцами.
3. Учить создавать предметы в игре – драматизации
|
1. Просмотр презентации «Роза распускается»
2.Нейроупр. «Столик»
3. Лепка «Роза для мамы»
|
2
|
|
2
|
Лепка «Совушка»
|
1. Учить детей лепить птицу, передавая форму тела, головы.
2. Продолжать учить техническим приемам: оттягивание – клюв, примазывание, расплющивание – крылья.
3. Учить отличать разнообразие получившихся работ.
|
1.Рассматривание плаката «Птицы нашего леса».
2. Нейроупр. «Лепим 2 руками»
3. Лепка «Совушка»
|
1
|
|
3
|
Лепим «Народную игрушку Матрёшку»
|
1.Учить лепить матрёшку из конуса.
2.Развивать воображение.
3. Учить отличать разнообразие получившихся работ.
|
1.Познакомить с народной игрушкой матрёшкой. 2.Рассматривание разных матрёшек по стилю, размеру.
3. Лепим «Народную игрушку Матрёшку»
|
1
|
|
Апрель
|
|
1
|
Лепка «Весенний букет ромашек»
|
1.Учить лепить цветок ромашку, передавая в своей работе особенности строения цветка.
2.Вызвать эмоциональный отклик на создания букета из ромашек.
|
1.Рассматривание иллюстраций на тему: Ромашка.
2. Нейроупр. «кулак-ладонь»
3. Лепка «Весенний букет ромашек»
|
2
|
|
2
|
Лепка «Космос. Звездное небо.»
|
1.Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. 2.Развивать чувство формы и композиции
|
1.Беседа о космосе.
2.Нейроупр. «Кулак -ладонь вертикально»
3. Лепка «Космос. Звездное небо.»
|
1
|
|
3
|
Лепка «Черепашка»
|
1.Учить передавать форму черепашки: туловище, панцирь, дополнять основную лепку дополнительными деталями.
2. Продолжать учить лепить предметы комбинированным способом.
3. Отрабатывать приемы лепки: сглаживание поверхности, придание нужной формы, соответственно замыслу
|
1.Рассматривание альбома «Мир морей и океанов»
2.Рассматривание иллюстрации «Черепашка»
3. Нейроупр. «Лепка 2 руками одновременно»
4. Лепка «Черепашка»
|
1
|
|
Май
|
|
1
|
Лепка «Панно на 9 мая»
|
1. Учить лепить предметы из жгутиков.
2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
3. Лепка коллективного панно «Панно на 9 мая»
|
1.Беседа на тему: «9 мая -День Победы»
2.Рассматривание символики к Дню Победы: георгиевская лента, вечный огонь и т.д.
3. Лепка коллективного панно «Панно на 9 мая»
|
2
|
|
2
|
Лепка «Брошь с российским флагом»
|
1.Продолжать учить раскатывать из шарика жгутик оттягивать и закруглять концы.
2.Развивать мелкую моторику рук
|
1.Рассматривание образца поделки.
2.Изготовление поделки
|
1
|
|
3
|
Выставка работ за год. Видеоотчёт работы кружка.
|
Поощрение за успехи
|
Беседа о результатах
|
1
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
4. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 2007. – 323с.
5.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография. - М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.
11.«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
12.Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
13.«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
14.Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
15.Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
16.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
17.Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
18. Светлана Юрьевна Ращупкина «Лепка из пластилина» Серия «Поделки-самоделки» - «Рипол-классик»,2011г.
|