Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Условия социализации дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении
Педагогика
Автор: Колобова Юлия Александровна Швыряева Юлия Сергеевна   
06.07.2025 08:52

Условия социализации дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учрежденииУсловия социализации дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении

Аннотация: в статье рассматриваются вопросысоциализации дошкольников в условиях ДОУ. Особое внимание уделяется роли воспитателя дошкольной организации в процессе социализации детей на примере собственного опыта.

Ключевые слова: социализация дошкольников, условия социализации дошкольников, воспитательно-образовательная работа, условия социализации дошкольников

На сегодняшний день, все, кто включен в процесс воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении, сталкиваются с одной из самых сложных и актуальных проблем – их социально-личностного развития. Детский сад играет ключевую роль в этом процессе, создавая необходимые условия для успешной социализации дошкольников.

Социализация – это процесс, в ходе которого индивид учится социальным ролям, нормам, ценностям и поведенческим стандартам общества, в котором живет[3, с. 29].

 

Социализация начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, наиболее интенсивно она протекает в детском возрасте. В условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) происходит процесс вторичной социализации, когда ребенок вступает в контакт с большим количеством сверстников и взрослых, учится взаимодействовать в рамках формальных и неформальных групп. Общаясь друг с другом, дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, а воспитатели помогают им в этом, прививая необходимые навыки сопереживания и сотрудничества. Поэтому детский сад становится для них не просто местом временного пребывания, а «стартовой площадкой» для будущего успешного развития в социуме.

Неотъемлемой частью полноценного развития детей в ДОУ является социально-игровой опыт, который помогает сформироватьу них важнейшие жизненные навыки, такие как взаимодействие, сотрудничество, эмоциональное самовыражение и саморегуляция[2, с. 11].

Через игру дети познают мир, учатся взаимодействовать и общатьсясо сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность дает возможность детям расширить свои представления о мире, о правилах и нормах поведения, установленных в социуме. Таким образом, социально-игровой опыт является не только основой для формирования эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентностидошкольников, но и помогает им приобрести необходимые навыки социализации.

В своей практической деятельности я использую различные игры такие игры, как «Моя семья», «Магазин игрушек», «Больница», «Моряки», «Парикмахерская» и др., а также игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения детей, их творческие способности, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций. Например, в ролевой игре «Магазин игрушек» дети учатся объединяться в игре, распределять роли, общаться друг с другом, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. В сюжетно-ролевой игре «Больница» у детей формируются не только первичные представления о профессии врача, но и развиваются взаимоотношения друг с другом. В дидактической игре «Магазин» дошкольники развивают различные социальные навыки через моделирование реальных жизненных ситуаций.

Важное значение для развития социальных навыков у детей имеет использование разнообразных игровых материалов, а также организация интерьера в группе. Разнообразие центров и материалов необходимо представить таким образом, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно выбирать то, что его интересует. Важно создать обстановку, которая будет полностью ориентирована на потребности и возможности детей с учетом индивидуальных особенностей их развития[1, с. 30].

В своей группе мы используем конструкторы, краски, пластилин, игрушки и книги. Вокруг стола стоят стульчики, а на полу разложены коврики для активных игр. Дети сами решают, чем заняться: кто-то строит замок из кубиков, кто-то рисует картину, а кто-то читает книгу вместе с друзьями. Также группа оснащена несколькими игровыми центрами «Магазин», «Библиотека», Центр «Математики и сенсорики», патриотический уголок. Воспитатель наблюдает за процессом, ненавязчиво вмешиваясь, чтобы помочь разрешить споры или предложить новые идеи. Такая обстановка способствует свободному выражению детских интересов и потребностей, а также создает условия для развития социальных навыков дошкольников.

Важным условием полноценной социализации дошкольников является вовлечение всех участников образовательного пространства в процесс воспитательно-образовательной работы: родители, специалисты и работники ДОУ[5, с. 118].

В своей работе использую такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество, совместная игровая деятельность, совместные праздники, родительские собрания; в группе для родителей оформлен уголок. Взаимодействие со специалистами и работниками ДОУ происходит в рамках комплексной организации коррекционной, воспитательно-образовательной работы, направленной на ближайшее развитие дошкольников. Для этого используются открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием успешнойсоциализации ребенка.

В эпоху информатизации важное значение имеет использование современных образовательных технологий[4, с. 68].

Применение мультимедийных средств, компьютерных программ и мобильных приложений делает воспитательно-образовательный процессобучения более увлекательным для детей, а также повышает эффективность полученных результатов. Совместная проектная деятельность помогает детям развивать критическое мышление, творческое воображение и навыки командной работы.

Таким образом, являясь важным аспектом развития ребенка, социализация играет ключевую роль в формировании его личности, помогает ему стать полноценным членом общества и научиться жить в гармонии с окружающими. В свою очередь дошкольное учреждение (детский сад) играет ключевую роль в этом процессе, создавая необходимые условия для успешной социализации. Перечисленные условия воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждениисоздают основу для успешного прохождения ребенком процесса социализации, формируют у него уверенность в себе, способность к саморегуляции и готовность к дальнейшему обучению и взаимодействию в обществе.

Список литературы

  1. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
  2. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика. –М.: Юрайт, 2020. – 254 с.
  3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 412 с.
  4. Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2020. – 122 с.
  5. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 320 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 24 (386) выйдет
5 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год