Условия социализации дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении |
Педагогика | |||
Автор: Колобова Юлия Александровна Швыряева Юлия Сергеевна | |||
06.07.2025 08:52 | |||
Аннотация: в статье рассматриваются вопросысоциализации дошкольников в условиях ДОУ. Особое внимание уделяется роли воспитателя дошкольной организации в процессе социализации детей на примере собственного опыта. Ключевые слова: социализация дошкольников, условия социализации дошкольников, воспитательно-образовательная работа, условия социализации дошкольников На сегодняшний день, все, кто включен в процесс воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении, сталкиваются с одной из самых сложных и актуальных проблем – их социально-личностного развития. Детский сад играет ключевую роль в этом процессе, создавая необходимые условия для успешной социализации дошкольников. Социализация – это процесс, в ходе которого индивид учится социальным ролям, нормам, ценностям и поведенческим стандартам общества, в котором живет[3, с. 29].
Социализация начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, наиболее интенсивно она протекает в детском возрасте. В условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) происходит процесс вторичной социализации, когда ребенок вступает в контакт с большим количеством сверстников и взрослых, учится взаимодействовать в рамках формальных и неформальных групп. Общаясь друг с другом, дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, а воспитатели помогают им в этом, прививая необходимые навыки сопереживания и сотрудничества. Поэтому детский сад становится для них не просто местом временного пребывания, а «стартовой площадкой» для будущего успешного развития в социуме. Неотъемлемой частью полноценного развития детей в ДОУ является социально-игровой опыт, который помогает сформироватьу них важнейшие жизненные навыки, такие как взаимодействие, сотрудничество, эмоциональное самовыражение и саморегуляция[2, с. 11]. Через игру дети познают мир, учатся взаимодействовать и общатьсясо сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность дает возможность детям расширить свои представления о мире, о правилах и нормах поведения, установленных в социуме. Таким образом, социально-игровой опыт является не только основой для формирования эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентностидошкольников, но и помогает им приобрести необходимые навыки социализации. В своей практической деятельности я использую различные игры такие игры, как «Моя семья», «Магазин игрушек», «Больница», «Моряки», «Парикмахерская» и др., а также игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения детей, их творческие способности, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций. Например, в ролевой игре «Магазин игрушек» дети учатся объединяться в игре, распределять роли, общаться друг с другом, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. В сюжетно-ролевой игре «Больница» у детей формируются не только первичные представления о профессии врача, но и развиваются взаимоотношения друг с другом. В дидактической игре «Магазин» дошкольники развивают различные социальные навыки через моделирование реальных жизненных ситуаций. Важное значение для развития социальных навыков у детей имеет использование разнообразных игровых материалов, а также организация интерьера в группе. Разнообразие центров и материалов необходимо представить таким образом, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно выбирать то, что его интересует. Важно создать обстановку, которая будет полностью ориентирована на потребности и возможности детей с учетом индивидуальных особенностей их развития[1, с. 30]. В своей группе мы используем конструкторы, краски, пластилин, игрушки и книги. Вокруг стола стоят стульчики, а на полу разложены коврики для активных игр. Дети сами решают, чем заняться: кто-то строит замок из кубиков, кто-то рисует картину, а кто-то читает книгу вместе с друзьями. Также группа оснащена несколькими игровыми центрами «Магазин», «Библиотека», Центр «Математики и сенсорики», патриотический уголок. Воспитатель наблюдает за процессом, ненавязчиво вмешиваясь, чтобы помочь разрешить споры или предложить новые идеи. Такая обстановка способствует свободному выражению детских интересов и потребностей, а также создает условия для развития социальных навыков дошкольников. Важным условием полноценной социализации дошкольников является вовлечение всех участников образовательного пространства в процесс воспитательно-образовательной работы: родители, специалисты и работники ДОУ[5, с. 118]. В своей работе использую такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество, совместная игровая деятельность, совместные праздники, родительские собрания; в группе для родителей оформлен уголок. Взаимодействие со специалистами и работниками ДОУ происходит в рамках комплексной организации коррекционной, воспитательно-образовательной работы, направленной на ближайшее развитие дошкольников. Для этого используются открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием успешнойсоциализации ребенка. В эпоху информатизации важное значение имеет использование современных образовательных технологий[4, с. 68]. Применение мультимедийных средств, компьютерных программ и мобильных приложений делает воспитательно-образовательный процессобучения более увлекательным для детей, а также повышает эффективность полученных результатов. Совместная проектная деятельность помогает детям развивать критическое мышление, творческое воображение и навыки командной работы. Таким образом, являясь важным аспектом развития ребенка, социализация играет ключевую роль в формировании его личности, помогает ему стать полноценным членом общества и научиться жить в гармонии с окружающими. В свою очередь дошкольное учреждение (детский сад) играет ключевую роль в этом процессе, создавая необходимые условия для успешной социализации. Перечисленные условия воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждениисоздают основу для успешного прохождения ребенком процесса социализации, формируют у него уверенность в себе, способность к саморегуляции и готовность к дальнейшему обучению и взаимодействию в обществе. Список литературы
|