Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Капралова Светлана Борисовна   
30.10.2016 19:54

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

Капралова С.Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И наше дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В настоящее время проекты классифицируются:

По предметно-содержательной области:

  • монопроект в рамках одной области знаний
  • межпредметный проект на стыке различных областей.

По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.

В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент).
  2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  3. Игровые проекты — участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Как один из вариантов реализации ФГОС в практике нашего ДОУ в образовательном процессе реализуются информационные проекты.

Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • пополнение предметно-пространственной среды;
  • подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

II этап — рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап — практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта.

IV этап — заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

  • Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
  • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.

Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Литература

  1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы — составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
  2. Пьянкова Л.А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: материалы Всерос. науч. — практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. /сост.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год