Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Коллективные способы обучения в дошкольном образовании: опыт и перспективы»
Педагогика
Автор: Гельд Ольга Сергеевна   
23.12.2025 15:46

Коллективные способы обучения в дошкольном образовании: опыт и перспективы»Коллективные способы обучения в дошкольном образовании: опыт и перспективы»

В современном дошкольном образовании все большее значение приобретают технологии, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков, инициативы и самостоятельности детей. Одним из перспективных направлений является использование коллективных способов обучения (КСО), которые позволяют трансформировать традиционный образовательный процесс в динамичное пространство сотрудничества и сотворчества.

Опираясь на собственный опыт работы воспитателем в логопедической группе, я убедилась в эффективности КСО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Эти технологии помогают не только корректировать речевые дефекты, но и формировать навыки общения, умение работать в команде, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы.

Скачать конспект

Теоретические основы КСО

В основе КСО лежит идея о том, что обучение – это не просто передача знаний от педагога к ребенку, а активный процесс взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. КСО базируются на следующих принципах:

  • Принцип сотрудничества: дети учатся вместе, помогая друг другу и обмениваясь знаниями и опытом.
  • Принцип активности: каждый ребенок является активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.
  • Принцип индивидуализации: учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
  • Принцип проблемности: обучение строится на основе решения проблемных задач и ситуаций.
  • Принцип рефлексии: дети учатся анализировать свою деятельность и оценивать свои достижения.

Технологии коллективной образовательной деятельности

В своей практике я использую следующие технологии КСО:

  1. "Карусель парной работы": дети делятся на пары и выполняют задания на разных "станциях", перемещаясь по кругу по сигналу. Эта технология позволяет каждому ребенку побывать в роли "учителя" и "ученика", развивает умение объяснять и слушать, а также способствует формированию ответственности за результат.
  2. "Взаимотренаж": дети в парах по очереди выступают в роли "тренера" и "ученика", выполняя задания на отработку и закрепление изученного материала. Эта технология развивает эмпатию, толерантность и взаимоуважение.
  3. "Фронтально-парные занятия": дети работают в парах, выполняя задания под руководством педагога. Эта технология позволяет сочетать индивидуальную и коллективную работу, а также обеспечивает возможность оказания индивидуальной помощи каждому ребенку.
  4. "Совместно-взаимодействующее обучение" (СВО): дети работают в малых группах, выполняя общее задание. Эта технология развивает умение распределять роли, обсуждать тактику выполнения задания, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы.

Опыт применения КСО в логопедической группе

В своей работе с детьми с ТНР я использую КСО для решения следующих задач:

  • Коррекция речевых нарушений: игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, грамматического строя речи и связной речи.
  • Развитие коммуникативных навыков: создание ситуаций, требующих от детей умения устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать речь других людей.
  • Формирование социальных навыков: организация совместных игр и занятий, направленных на развитие умения сотрудничать, взаимодействовать, помогать друг другу и разрешать конфликтные ситуации.
  • Развитие познавательной активности: использование проблемных задач и ситуаций, стимулирующих детей к поиску новых знаний и способов решения проблем.
  • Развитие творческих способностей: организация проектной и театрализованной деятельности, направленной на развитие воображения, фантазии и умения выражать свои эмоции.

Результаты применения КСО

Применение КСО в моей практике позволило достичь следующих результатов:

Таблица 1. Динамика развития речевых навыков у детей с ТНР (в %)

Навык

Начало года

Конец года

Артикуляционная моторика

40

75

Фонематический слух

50

80

Грамматический строй речи

35

70

Связная речь

25

60

Таблица 2. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у детей с ТНР (в %)

Навык

Начало года

Конец года

Умение устанавливать контакт

55

85

Умение выражать свои мысли и чувства

45

75

Умение слушать и понимать речь

60

90

Умение сотрудничать

30

65

Рекомендации педагогам по внедрению КСО

  1. Начните с малого: не пытайтесь сразу внедрить все технологии КСО. Выберите одну-две наиболее подходящие для вашей группы и постепенно осваивайте их.
  2. Создайте благоприятную атмосферу: КСО требуют доверия, уважения и поддержки между детьми. Создайте в группе атмосферу, в которой дети не боятся ошибаться и высказывать свое мнение.
  3. Будьте гибкими: КСО – это не жесткий алгоритм, а гибкий подход, который можно адаптировать к различным ситуациям и потребностям детей.
  4. Вовлекайте родителей: расскажите родителям о КСО и попросите их поддерживать этот подход дома.
  5. Повышайте свою квалификацию: посещайте семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации, посвященные КСО.
  6. Не бойтесь экспериментировать: пробуйте новые технологии и методы, адаптируйте их к своей группе и делитесь своим опытом с коллегами.
  7. Помните о цели: КСО – это не самоцель, а средство достижения образовательных целей. Используйте КСО для развития речи, коммуникативных навыков, социальных навыков, познавательной активности и творческих способностей детей.
  8. Учитывайте индивидуальные особенности детей: при организации КСО учитывайте индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
  9. Обеспечьте разнообразие материалов и оборудования: для успешного применения КСО необходимо обеспечить детей разнообразными материалами и оборудованием, стимулирующими их познавательную активность и творчество.
  10. Оценивайте результаты: регулярно оценивайте результаты применения КСО и вносите коррективы в свою работу.

Перспективы развития КСО в дошкольном образовании

КСО имеют большой потенциал для развития дошкольного образования. Для дальнейшего развития этого направления необходимо:

  • Разработка методических рекомендаций по применению КСО в различных видах деятельности.
  • Подготовка педагогов к использованию КСО в своей работе.
  • Создание условий для обмена опытом между педагогами, использующими КСО.
  • Проведение исследований, направленных на оценку эффективности КСО.

В заключение хочу отметить, что КСО – это эффективный инструмент для развития социально-коммуникативных навыков, инициативы и самостоятельности детей. Использование этих технологий позволяет сделать образовательный процесс более интересным, увлекательным и результативным.

                                   Список литературы

  1. Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2007. - 352 с.
  2. Первин, Ю.А. Коллективная учебная деятельность в школе: вопросы теории и практики / Ю.А. Первин. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
  3. Ривин, А.Г. Методика коллективной умственной работы / А.Г. Ривин. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
  4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
  5. Цукерман, Г.А. Виды учебного сотрудничества / Г.А. Цукерман. - М.: Издательский дом "Учебная литература", 1993. - 104 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год