Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Культурные практики и их виды»
Педагогика
Автор: Корнеева Марина Михайловна   
23.12.2025 14:44

«Культурные практики и их виды»«Культурные практики и их виды»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №10 (дошкольное отделение)

СООБЩЕНИЕ к районному методическому объединению «Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик в соответствии с ФОП ДО»

Выполнил: воспитатель 1-ой КК Корнеева М.М. М.О. Егорьевск 03. 2025

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
(Конфуций)

«…Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать»
(Песталоцци)

Культурные практики

Скачать презентацию

Согласно Федеральному закону от 29. 12. 2012 №273-ФЗ (ред. от 28. 02. 2025) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к одной из ступеней общего образования. В 2013 году приказом Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, по-новому трактующий отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъектной позиции и обеспечивать собственно развитие. Из этого следует, что широкое распространение должны получить инновационные формы, предполагающие иной контекст отношений между взрослым и ребенком, когда взрослый не диктует условия деятельности ребенку, а организует для него различные культурные практики. Их основная функция состоит в оказании помощи дошкольнику в овладении универсальными культурными умениями, которые регулируют его отношения с социумом. Термин «культурные практики» и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности и специфики.

Так что же такое «культурные практики»?

Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства Просвещения РФ от 25. 11. 2022г., не дает определения термину «культурные практики», а только поясняет, что они могут быть организованы педагогом во второй половине дня; подчеркивает их ценность, т.к. они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности.

Термин «культурные практики» широко используется в работах НатыБорисовны Крыловой. С ее точки зрения, культурные практики — это обычные для ребенка « (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с … содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми»; а также «апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов».

Лыкова И.А. и Протасова Е.Ю. в статье «Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки» делают акцент на том, что культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.

Соавторы подчеркивают, что практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах. Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии.

Культурные практики —это освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения.

В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий; принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детство понимается как период жизни значимый без всяких условий, значимый «тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Жизнедеятельность ребенка до школы не может быть просто подготовкой его к школьному обучению. Это время приобретения первого культурного опыта самоопределения, развития инициативы, зарождения творческой активности, потребности самореализации и рефлексии.

Культурные практики — это разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия, основанные на актуальных и перспективных интересах ребенка и складывающемся с первых дней жизни уникальном индивидуальном жизненном опыте. Именно культурные практики обеспечивают образовательный потенциал ребенка, его активную образовательную деятельность. Каждый ребенок обладает привычными для него способами самореализации и самоопределения, которые тесно связаны с содержанием его бытия и события с другими людьми. Они и понимаются как культурные практики. Инициативы, которые ребенок выбирает для саморазвития, для общения, для познания мира, станут для него естественными и привычными в дальнейшей жизни и смогут как стимулировать процесс познания, так и тормозить его, особенно в ситуации конфликта с воспитывающим взрослым.

Кандидат педагогических наук Теплова А.Б. в своей статье «Культурные практики детства» пишет, что в дошкольном детстве вхождение ребенка в наследование культуры проходит тремя путями — через воздействие взрослого, в самостоятельном познании и в детском сообществе. Огромную роль в становлении культурных практик ребенка играет детское сообщество, в котором осуществляется самоопределение и инициативная деятельность детей. Детское сообщество является носителем детской субкультуры.

Детская субкультура — это один из вариантов процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению, в результате которого ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Существенным для передачи и присвоения форм и смыслов культуры является разновозрастной характер детского сообщества.

Детское игровое сообщество создает условия для освоения в игровой деятельности важнейших культурных практик, которые становятся основой самостоятельного целесообразного действия, осознанного нравственного поведения. Внутри игры, а речь идет о традиционных коллективных играх, создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального к коллективному и наоборот, что позволяет освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной стратегии в различных игровых ситуациях. В игровой ситуации дети, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, одновременно принимают главенствующую роль игрового лидера — «вОды» или низкую статусную роль входящего в игру — «новенького», неумелого и т.д. Такое сочетание равноправия и соподчиненности развивает в детях чувство свободы, уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий. В игре как основной культурной практике детства происходит овладение базовыми культурными способами поведения, речи и мышления, познания, общения, рефлексии, творческой деятельности.

Культурные практики — это часто ситуативное, но обязательно личное, самостоятельное приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики включают и негативный опыт, например, усвоенный ребенком опыт недовольства, обиды, ревности, протеста и, даже, грубости и агрессии. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей и оценок, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. И роль взрослого в такой ситуации трудно переоценить. Ведь от того, какие условия созданы воспитывающим взрослым, как организовано пространство саморазвития, зависит и выбор культурной практики ребенком.

В разных со-бытийных общностях ребенок осваивает свой личный, свойственный лишь ему, и потому ему одному удобный и понятный опыт предметного и социального действия, а также исключительно человеческий опыт сопереживания, доброжелательности, любви, дружбы, помощи, заботы.

Виды культурных практик

«Дошкольный возраст самоценен тем, — отмечает В.В. Давыдов, — что он позволяет ребенку… осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми». Таким образом, подчеркнем важность создания в детском саду среды, побуждающей ребенка включаться в культурные практики.

Корепанова Марина Васильевна в своей статье «Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников» пишет, что в образовательном процессе дошкольной организации культурные практики носят комплексный интегративный характер. Невозможно представить, что ребенок познает мир, выполняя локальные действия. Например, рисуя, он не только осваивает технику пользования карандашом, ребенок передает свое отношение к миру через цвет и пространство — расположение на листе бумаги предметов и персонажей; ребенок самовыражается через графический текст и символы; он вступает в творческий диалог со взрослым или сверстником и т.д. Культурные практики дают возможность получать собственный опыт как результат манипуляций или целенаправленной деятельности, а также проверить истины, переданные взрослыми. Поэтому важна интеграция различных видов практик, которая расширяет возможности ребенка в различных образовательных областях и выступает содержанием и условиями формирования личностных качеств дошкольника.

Иными словами, культурные практики должны быть обеспечены созданием условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

Отметим, что в разных источниках виды культурных практик повторяются, хотя каждый ученый выделяет что-то новое, свое. Так, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования к культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практику, а также чтение художественной литературы.

Корепанова М.В. выделяет следующие виды культурных практик.

  1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.).
  2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).
  3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).
  4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.).
  5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.).
  6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.).
  7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.).

Но все же Корепанова обосновывает роль проектной деятельности как наиболее эффективной формы реализации культурных практик в развитии дошкольника.

А вот Н. А. Короткова выделяет особую художественную практику — чтение детям художественной литературы, что позволяет ребёнку интуитивно схватывать целостную картину мира, прослеживать особенности взаимодействия людьми друг с другом, пополнять сюжеты для своих игр.

Нам же ближе точка зрения Тепловой А.Б., по справедливому утверждению которой для многих педагогов понятие «культурная практика» оказывается непосредственно связано с понятием «культура». И тогда под культурной практикой понимается посещение музеев и театров, рисование, чтение и художественное слово, декламация. Педагоги готовы признать, что игра, прежде всего театрализация, режиссерская или сюжетно-ролевая, является культурной практикой детства. Анна Борисовна подчеркивает, что гораздо сложнее принять, что к культурным практикам относится практика общения, вопрошания (почемучкины вопросы), созерцания, размышления, практика заботы и помощи по хозяйству, практика преодоления страха, практика самоограничения и пр. Любая культуросообразная деятельность становится практикой для ребенка, его личным способом познания себя и мира. Главное, чтобы разнообразная деятельность ребенка была не эпизодичной, однообразной, а стала для него привычной, повседневной, системной культурной практикой, определяющей его индивидуальный уклад жизни. Если же происходит сужение культурных практик ребенка, блокирование его инициативы и активности, то он привыкает к роли «ведомого», боится брать на себя ответственность и в нем постепенно развивается не творческая инициатива, а ситуативное исполнение указаний воспитателя или учителя.

А это во многом зависит от педагогической культуры воспитывающих взрослых, от их умения в процессах взаимодействия с ребенком создать необходимые для его саморазвития условия.

В чем же специфика культурных практик дошкольника? Очевидно, что большой мир начинается для маленького ребенка с мира его семьи. Самыми первыми и главными его учителями и наставниками являются родители. И мир вокруг себя малыш начинает видеть, прежде всего, глазами мамы и папы. Они учат его делать первые шаги, произносить первые слова. Постепенно малыш приступает к освоению культурно фиксированных предметных действий, которые обеспечивают его вхождение в мир культуры. Это очень стремительный и насыщенный деятельностью процесс. Для ребенка открываются нескончаемые возможности развития. И вот здесь от взрослых требуется особый такт и бережное отношение к ребенку. Что мы имеем в виду? Когда мы говорим о культурных ценностях, социальном опыте, то понимаем, что у каждого из нас есть свой взгляд на их смысл и значение. Но в главном наши взгляды должны совпадать — самая большая и главная ценность — это растущий человек. Потому и опыт, который мы передаем ребенку, должен быть не только свой собственный, житейский, он должен соответствовать общезначимым (общечеловеческим) культурным образцам деятельности и поведения. Тогда и практики ребенка по своей природе будут культурными.

Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена педагогической культурой воспитывающего взрослого, который не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создает «события влияния» и ситуации, побуждающие его к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности и «открытию себя» в различных видах деятельности.

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а в гораздо большей степени становится организатором осмысленной, понятной и интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.

Библиография

  1. Детский сад: теория и практика. 2015. № 5 (53).
  2. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной: Интервью с В.В. Давыдовым [Электронный ресурс] // Сайт Владимира Кудрявцева
  3. Крылова Н.Б. Культурология образования = Culturologyofeducation. М.: Народное образование, 2000. (Профессиональная библиотека учителя).
  4. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  5. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2007.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
  8. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ (ред. от 28. 02. 2025) «Об образовании в Российской Федерации»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год