Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Роль простейших инструкций в построении взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ДОУ
Педагогика
Автор: Старых Алена Ивановна   
23.12.2025 05:57

Роль простейших инструкций в построении взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ДОУРоль простейших инструкций в построении взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ДОУ

В практике педагога-психолога и воспитателя современного инклюзивного детского сада все чаще встречаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Их уникальность часто проявляется в особом восприятии информации, трудностях с социальным взаимодействием и коммуникацией. Мир, полный неявных правил и быстрых вербальных потоков, может быть для них хаотичным и тревожащим. В этом контексте простейшая инструкция перестает быть лишь указанием к действию и становится ключом, который помогает ребенку открыть дверь в понимание происходящего, почувствовать контроль и безопасность.

 

Зачем это нужно? Функции инструкции для ребенка с РАС

Для нормотипичного ребенка просьба «Давай соберем игрушки» – это понятный призыв к завершению игры, включающий целый комплекс действий. Для ребенка с РАС эта же фраза может распасться на непонятный шум, где нет ясности: что конкретно делать, в каком порядке, когда начать и когда закончить. Поэтому специально сформулированная инструкция выполняет критически важные функции:

  1. Создание предсказуемости и снижение тревожности. Четкая инструкция структурирует время и пространство, давая понять: «Сейчас будет происходить ЭТО, и оно продлится СТОЛЬКО». Это основа психологического комфорта.
  2. Формирование «успешности». Ребенок, который понимает, что от него хотят, и может это выполнить, получает опыт успеха. Это мотивирует его на дальнейшее взаимодействие.
  3. Развитие понимания речи. Инструкция выступает как конкретный «переводчик» между абстрактным языком и реальным миром объектов и действий.
  4. Предупреждение нежелательного поведения. Многие поведенческие сложности возникают из-за непонимания требований среды. Ясная инструкция снимает эту причину.

Работающая инструкция – это не просто короткая фраза. Это технология общения. Вот ее основные принципы:

  1. Конкретность и простота. Вместо: «Приберись за собой»«Вася, положи кубик в коробку». Используйте минимальное количество слов, называя ключевой объект и действие.
  2. Позитивность. Говорите о том, что нужно СДЕЛАТЬ, а не о том, чего делать НЕЛЬЗЯ. Вместо: «Не разбрасывай бумагу!»«Держи бумагу в корзинке» или «Положи бумагу сюда» (с показом).
  3. Пошаговость (членение). Сложное действие разбивается на микро-шаги. Инструкция «Оденься» превращается в последовательность: «Возьми штаны», «Надень штаны», «Возьми футболку», «Надень футболку». Каждый шаг дается после успешного выполнения предыдущего.
  4. Использование зрительной поддержки. Слово улетучивается, а изображение остается. Всегда подкрепляйте инструкцию:
  • Жестом (указать на предмет);
  • Картинкой (PECS, визуальное расписание);
  • Наглядным образцом (показать, как выполнить действие).

5. Предъявление в актуальный момент. Инструкция должна быть дана непосредственно перед требуемым действием, здесь и сейчас.

6. Контроль понимания. Убедитесь, что ребенок вас услышал. При необходимости мягко направьте его руку, чтобы начать действие (физическая подсказка). Важен принцип «Сказал – Показал – Сделали вместе».

Инструкции в режимных моментах ДОУ – залог успеха ребенка.

  • Утро, раздевание: «Петя, повесь куртку на крючок» (с жестом). После выполнения: «Молодец, повесил куртку. Теперь сними шапку».
  • Подготовка к еде: Использовать визуальное расписание: картинка «руки»«Пойдем мыть руки»; картинка «стол»«Садись за стол». Инструкция: «Возьми ложку».
  • Занятие: Вместо: «Слушайте внимательно»«Сядь на стул», «Положи руки на стол», «Смотри сюда». Использовать таймер для обозначения времени деятельности.
  • Игровая деятельность: «Построй башню» (положить перед ребенком 2-3 кубика). «Дай машинку» (протянуть руку, показывая жест «дай»).

Роль команды специалистов и родителей

Эффективность этого метода возрастает в геометрической прогрессии при соблюдении единого речевого и поведенческого стиля всеми взрослыми вокруг ребенка. Задача педагога-психолога – не только работать с ребенком, но и:

  1. Обучить воспитателей технологии подачи инструкций.
  2. Помочь создать индивидуальные визуальные расписания и карточки для конкретного ребенка.
  3. Провести консультации для родителей, чтобы дома стратегии были аналогичными. «Домашняя» инструкция «Надень пижаму» должна быть так же ясна, как и «надень носки» в саду.

Простейшая инструкция – это не упрощение требований, а профессиональный инструмент адаптации образовательной среды. Это мост, который мы строим навстречу ребенку с РАС, используя понятный ему язык структуры, четкости и предсказуемости. Когда такой мост построен, мы получаем не просто послушного исполнителя, а ребенка, который начинает доверять миру, чувствует себя компетентным и открывается для сложных, но таким важным социальным и познавательным достижениям. В этом и заключается наша главная миссия – не изменить ребенка, а сделать мир вокруг него понятным и доступным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год