| Роль простейших инструкций в построении взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ДОУ |
| Педагогика | |||
| Автор: Старых Алена Ивановна | |||
| 23.12.2025 05:57 | |||
|
В практике педагога-психолога и воспитателя современного инклюзивного детского сада все чаще встречаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Их уникальность часто проявляется в особом восприятии информации, трудностях с социальным взаимодействием и коммуникацией. Мир, полный неявных правил и быстрых вербальных потоков, может быть для них хаотичным и тревожащим. В этом контексте простейшая инструкция перестает быть лишь указанием к действию и становится ключом, который помогает ребенку открыть дверь в понимание происходящего, почувствовать контроль и безопасность.
Зачем это нужно? Функции инструкции для ребенка с РАС Для нормотипичного ребенка просьба «Давай соберем игрушки» – это понятный призыв к завершению игры, включающий целый комплекс действий. Для ребенка с РАС эта же фраза может распасться на непонятный шум, где нет ясности: что конкретно делать, в каком порядке, когда начать и когда закончить. Поэтому специально сформулированная инструкция выполняет критически важные функции:
Работающая инструкция – это не просто короткая фраза. Это технология общения. Вот ее основные принципы:
5. Предъявление в актуальный момент. Инструкция должна быть дана непосредственно перед требуемым действием, здесь и сейчас. 6. Контроль понимания. Убедитесь, что ребенок вас услышал. При необходимости мягко направьте его руку, чтобы начать действие (физическая подсказка). Важен принцип «Сказал – Показал – Сделали вместе». Инструкции в режимных моментах ДОУ – залог успеха ребенка.
Роль команды специалистов и родителей Эффективность этого метода возрастает в геометрической прогрессии при соблюдении единого речевого и поведенческого стиля всеми взрослыми вокруг ребенка. Задача педагога-психолога – не только работать с ребенком, но и:
Простейшая инструкция – это не упрощение требований, а профессиональный инструмент адаптации образовательной среды. Это мост, который мы строим навстречу ребенку с РАС, используя понятный ему язык структуры, четкости и предсказуемости. Когда такой мост построен, мы получаем не просто послушного исполнителя, а ребенка, который начинает доверять миру, чувствует себя компетентным и открывается для сложных, но таким важным социальным и познавательным достижениям. В этом и заключается наша главная миссия – не изменить ребенка, а сделать мир вокруг него понятным и доступным.
|



Роль простейших инструкций в построении взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ДОУ








