|
Проектная деятельность как метод эффективного использования инновационных здоровьесберегающих технологии в ДОУ.
УДК-613. 955
Воспитатель: Силантьева Наталья Сергеевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 48 г. Томск
Использование инновационных здоровье сберегающих технологий в ДОУ. Аннотация: в статье рассмотрены основные здоровье сберегающие технологии, применяемые в ДОУ. Применяя различные современные формы и методы в своей педагогической работе, наиболее эффективной считаю проектную деятельность. Ведь метод проекта позволяет реализовать поставленные задачи и цели в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников, родителей и других участников.
Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, здоровье, гимнастика дети, воспитатель.
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Наша главная цель- забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Актуальность проблемы: однако сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Можно предположить, что одной из причин этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма
- повышение интереса детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы
- воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены;
- развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
- активизация словаря в различных видах деятельности: утренняя гимнастика, ООД по физической культуре, ООД по развитию речи, чтение художественной литературы, использование произведений устного народного творчества в проведении режимных моментов,
- привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
- повышение педагогической компетентности родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирования здорового образа жизни в семье.
Реализация задач проекта предполагает несколько этапов.
Первый этап – организационный включает: изучение методической литературы, анкетирование родителей с целью определения уровня физического воспитания в семье, повышение педагогической компетенции родителей.
Второй этап – практический.
В своей работе на втором этапе я использовала как традиционные здоровье сберегающие технологии, так и нетрадиционные такие как:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Стретчинг — это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её. Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы [1].
- Ритмопластика — проводится 1-2 раза в неделю по 30 мин., не раньше, чем через 30 минут после приема пищи в форме кружковой работы со среднего возраста.
- Динамические паузы — проводятся вовремя НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.
- Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
- Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе воспитатели используют специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт), звуки природы.
2. Технологии эстетической направленности — реализуются при НОД художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
- Гимнастика пальчиковая – проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми проблемами. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, кровообращение, воображение. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика дыхательная — проводится в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Гимнастика бодрящая — проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
- Гимнастика ортопедическая — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
3. Коррекционные технологии:
- Арттерапия- способ оздоровления детей посредством искусства, перечень увлекательных творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-многое другое.
- Технологии музыкального воздействия – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
- Сказкотерапия — проводятся 2-4 раза в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. [2]
- Технологии воздействия цветом – проводятся, как НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят воспитатели, психолог.
4. Технологии коррекции поведения – проводятся сеансами по 10-12 НОД по 25-30 мин. со старшего возраста по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. Проводят: воспитатели, психолог.
- Психогимнастика — проводится 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. по специальным методикам. Проводят: воспитатели, психолог.
- Фонетическая и логопедическая ритмика – проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. НОД рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель НОД — фонетическая грамотная речь без движений. Проводят: воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед.
Особое внимание хочу уделить современной игре «Сорси» или «Квест», которая включающая в себя синтез различных видов деятельности объединенных одним общим сюжетом. В игре используются: проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов, игровое экспериментирование. Игра СОРСИ строится следующим образом. Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.
Структура игры включает в себя три блока и состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: Первый этап – двигательный (ДЭ, второй этап – познавательный (ПЭ, включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т. д. Испытание должно проходить в течение 5 * 7 минут. Во время игры звучит музыка, создающая обстановку тревожности, неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право дошкольникам обменять ключи на сюрприз.
Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века /Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.
Список литературы:
- Ахутина Т. В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2012 т.7 №2 с.21 – 28
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие- М.: Т.Ц. Сфера, 2005 г.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Айрис-Пресс. — 2008. — 208с.
- Гаврючина. Л.В Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)
- Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: М
- Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 – 208 с.
- Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
|