Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Педагогика
Автор: Фоменко Ксения АлексеевнаПоздеева Алёна Вячеславовна Пахомова Анна Сергеевна   
13.12.2025 19:58

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Конфликты — естественная и важная часть развития ребёнка. В процессе об-щения со сверстниками дети познают мир, учатся выражать свои чувства, от-стаивать мнение и находить компромиссы. Однако на ранних этапах социализации умение эффективно разрешать разногласия ещё не развиты, что приводит к частым ссорам и недопониманию. Для гармоничного развития и формирования позитивных коммуникативных навыков необходимо тесное взаимодействие родителей и педагогов в работе с конфликтными ситуациями.

Роль конфликтов в развитии ребёнка

Конфликты помогают детям познавать собственные эмоции и эмоции окру-жающих, а также учат управлять поведением. Без столкновений невозможно научиться эмпатии и навыкам мирного разрешения споров. Тем не менее, если конфликт перерастает в агрессию или сопровождается хроническим стрессом, это может негативно сказаться на психическом здоровье ребёнка и его отношениях в коллективе.

 

Почему важна совместная работа родителей и воспитателей?

Родители и педагоги — главные взрослые в жизни ребёнка, которые формируют у него представления о мире и модели поведения. Если взрослые действуют разобщённо, ребенок получает противоречивые сигналы, что усложняет для него понимание правил общения и нормы поведения. Совместное взаимодействие и регулярный обмен информацией помогают не только выявлять причины конфликтов, но и быстро находить эффективные пути их решения.

Роль педагога

Воспитатель создаёт в детской группе социально-психологический климат, стимулирующий уважение и взаимопонимание. Очень важно проводить с детьми занятия по развитию эмоционального интеллекта — учить их распознавать собственные и чужие чувства, выражать эмоции словами, а не действиями. В конфликтных ситуациях педагог выступает в роли нейтрального посредника, помогая детям понять причины разногласий и найти компромисс. Также воспитатель должен своевременно информировать родителей о сложностях, чтобы совместно корректировать поведение ребёнка.

Роль родителей

Родители обязаны внимательно наблюдать за поведением ребенка, создавать дома поддерживающую атмосферу и развивать умения конструктивного обще-ния. Обсуждение с детьми происшедших конфликтов и совместный поиск пу-тей решения помогают укреплять навыки саморегуляции и ответственности. Кроме того, родители должны сотрудничать с педагогами, посещать консультации и участвовать в совместных мероприятиях, чтобы поддерживать единство воспитательных подходов.

Практические методы сотрудничества

Единые правила и нормы поведения. Родители и педагоги должны согласовать основные правила, применяемые и дома, и в детском саду или школе. Например, правила «не кричать», «ждать своей очереди», «делиться» формируют у ребёнка четкое понимание границ.

Совместное обучение навыкам общения. Педагоги проводят занятия на развитие эмоционального интеллекта: учат детей распознавать эмоции, выра-жать чувства словами, слушать собеседника. Родители дома поддерживают эти навыки, обсуждая с ребёнком ситуации из жизни.

Разбор конфликтных ситуаций с участием взрослых и детей. После инцидента педагог может пригласить родителей для обсуждения, совместно с ребёнком проанализировать произошедшее, показать последствия и способы решения.

Применение игровых и творческих методик. Ролевые игры, сказкотерапия и творческие проекты помогают детям в безопасной форме проживать эмоции и учиться конструктивному взаимодействию.

Пример из практики

В одной группе детского сада педагог ввела правило «право выбора»: ребёнок, с которым конфликтуют из-за игрушки, может сам предложить вариант решения — поделиться или выбрать другую игру. Родители поддержали эту инициативу дома, что повысило самостоятельность и ответственность детей.

На родительском собрании воспитатель провела тренинг по эмоциональ-ной грамотности, обучая взрослых способам поддержки ребёнка в конфликтной ситуации. Совместная практика дома и в группе снизила количество частых ссор.

Мы сделали следующие выводы:

Конфликты неизбежны и служат развитию эмоционального и социального интеллекта ребёнка.

Согласованность действий родителей и педагогов обеспечивает ребёнку стабильные и понятные правила поведения.

Обучение детей навыкам коммуникации и эмоционального самоконтроля требует совместных усилий взрослых.

Игровые и творческие методики успешно помогают детям осваивать умение конструктивно разрешать споры.

Регулярное взаимодействие родителей и педагогов — залог успешного разрешения конфликтов и здоровья детского коллектива.

В заключение хотелось бы сказать, что преодоление конфликтных ситуаций между детьми — процесс сложный, но необходимый для формирования гармонично развитой личности. Тесное взаимодействие родителей и педагогов — ключ к созданию единого воспитательного пространства, в котором ребенок осваивает эффективные коммуникативные стратегии и учится разрешать конфликты мирно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год