Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности
Педагогика
Автор: Шершакова Татьяна Анатольевна   
13.12.2025 19:53

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельностиКультура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности

Шершакова Татьяна Анатольевна, учитель-логопед

МДОБУ «ЦРР-детский сад «Надежда»

Введение

В условиях модернизации образования и реализации требований закона об образовании особую значимость приобретает непрерывное профессиональное развитие педагога. Ключевым компонентом профессиональной компетентности специалиста выступает интегративная характеристика, включающая:

  • систему теоретических знаний;
  • способы их применения в педагогических ситуациях;
  • ценностные ориентации;
  • показатели общей культуры (речь, стиль общения, самоотношение и др.).

 

Актуальность проблемы

Особое внимание следует уделить речевой культуре педагога — важнейшему инструменту воспитательного процесса. Анализ исследований за последние 20 лет демонстрирует стабильно низкий уровень сформированности коммуникативной культуры педагогов в различных регионах страны.

Диагностика уровня речевой культуры

На основе методик В. Ф. Ряховского, Л. М. Митиной, адаптированных опросников Поля Сопера выделены три уровня сформированности культуры речи:

  1. Низкий — незнание литературных норм, неиспользование их в профессиональной деятельности.
  2. Средний — недостаточное владение выбором стиля и средств общения.
  3. Высокий — знание языковых норм и умение выбирать адекватные средства коммуникации.

Результаты исследований:

  • По методике В. Ф. Ряковского (2021 г., n=7120):
  • высокий уровень — 28%;
  • средний уровень — 20%;
  • низкий уровень — 52%.
  • По методике Л. М. Митиной (2004 г.):
  • высокий уровень — 25%;
  • средний уровень — 26%;
  • низкий уровень — 49%.

Таким образом, лишь до 30% педагогов демонстрируют высокую коммуникативную культуру.

Критерии оценки речевой культуры

Речь педагога оценивается по следующим параметрам:

  • Правильность — соответствие языковым нормам.
  • Точность — адекватность смыслового содержания информации.
  • Логичность — связность компонентов речи и мысли.
  • Чистота — отсутствие элементов, чуждых литературному языку.
  • Выразительность — способность захватывать внимание и создавать эмоциональную атмосферу.
  • Богатство — оптимальное использование языковых единиц.
  • Уместность — соответствие ситуации общения (включая чувство стиля).
  • Доступность — понятность для адресата.

Проблемы и противоречия

Несмотря на возрастающие требования к коммуникативным качествам педагогов, наблюдается ряд проблем:

  • недостаточная речевая подготовка выпускников педагогических вузов;
  • неумение учитывать речевую ситуацию;
  • использование стилистически неуместной лексики;
  • проявления речевой агрессии.

Существует явное противоречие между:

  • высокими требованиями к коммуникативной компетентности педагогов;
  • реальным уровнем их речевой подготовки.

Пути совершенствования речевой культуры

В целях повышения коммуникативных качеств педагогов целесообразно внедрять следующие формы работы:

  • семинары практикумы;
  • методические часы по овладению культурой речи;
  • круглые столы и деловые игры;
  • разработка памяток и чек листов;
  • занятия по невербальному общению (жесты, мимика, поза, визуальный контакт, прикосновения).

Важно: 55% информации передаётся через невербальные каналы коммуникации.

Заключение

Культура речи педагога — ёмкое и многогранное понятие, являющееся ключевым средством воспитания и профессиональной деятельности. Только систематическая работа над повышением речевой компетентности позволяет сформировать у педагогов коммуникативно речевую культуру, отвечающую современным требованиям образования.

Вывод: совершенствование речевой культуры должно стать неотъемлемой частью профессионального развития каждого педагога, поскольку его речь — это не только инструмент обучения, но и образец для подражания воспитанникам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год