Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Особые чувства. Сенсорное развитие ребенка с ТМНР в условиях ресурсной группы ДОУ.
Педагогика
Автор: Старых Алена Ивановна   
09.12.2025 17:46

Особые чувства. Сенсорное развитие ребенка с ТМНР в условиях ресурсной группы ДОУ.Особые чувства. Сенсорное развитие ребенка с ТМНР в условиях ресурсной группы ДОУ.

Каждый ребенок познает мир через ощущения. Звук маминого голоса, тепло солнечного луча, фактура любимой игрушки – это фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие: познавательное, эмоциональное, социальное. Для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) этот сенсорный опыт зачастую является не просто основным, а ключевым каналом связи с окружающей действительностью. В условиях ресурсной группы детского сада, где создана специальная образовательная среда и обеспечено междисциплинарное сопровождение, сенсорное развитие становится центральной задачей. Это не просто «развитие чувств», это создание индивидуальных «мостов» для контакта, общения и обучения.

 

Дети с ТМНР часто имеют сложную структуру нарушений, где сочетаются двигательные, интеллектуальные, сенсорные (зрение, слух) и коммуникативные трудности. Это приводит к уникальному профилю сенсорной обработки информации:

  • Сенсорная дезинтеграция: мозг может неправильно организовывать информацию от органов чувств. Ребенок может быть гиперчувствительным (тактильная защита от определенных материалов, болезненная реакция на звуки) или гипочувствительным (потребность в сильном давлении, ярких зрительных стимулах, громких звуках).
  • Фрагментарность восприятия: мир предстает не целостной картинкой, а набором разрозненных сигналов, которые сложно связать воедино.
  • Ограниченная мобильность и исследовательская активность: двигательные нарушения не позволяют ребенку самостоятельно дотянуться, повернуться, изучить предмет. Его сенсорный опыт часто пассивен и ограничен тем, что попадает в его поле зрения.

*

Поэтому наша главная цель – не «научить» различать цвета или формы по стандарту, а нормализовать процесс сенсорной обработки, создать базовое чувство безопасности и комфорта в теле и окружающем пространстве, а затем – помочь ребенку выстроить осмысленные связи между ощущением, действием и эмоцией.

Принципы организации сенсорного развития в ресурсной группе

  1. Индивидуальный сенсорный профиль. Работа начинается с тщательного наблюдения и диагностики (в сотрудничестве с дефектологом, неврологом, родителями). Что успокаивает ребенка? Что пугает? Какие стимулы он ищет, а каких избегает? На основе этого строится индивидуальная сенсорная диета – расписание активностей в течение дня.
  2. Безопасность и предсказуемость. Пространство ресурсной группы должно быть зонировано, иметь «уголки уединения» с мягкими модулями, сумеречным светом, где ребенок может восстановиться при перегрузке. Четкий ритм дня, ритуалы начала и конца занятия создают чувство предсказуемости, что снижает тревогу.
  3. «От ребенка» и «вместе с ребенком». Мы не навязываем деятельность, а чутко следуем за малейшими проявлениями интереса (задержка взгляда, изменение дыхания, движение руки). Задача взрослого – вовремя поддержать игру, продолжить ее, предлагая вариант развития.
  4. Междисциплинарный подход. Педагог-психолог, дефектолог, логопед и тьютор работают в единой системе. Тактильные стимулы могут включаться в работу по вызыванию звука, вестибулярные упражнения (качание) – в работу над пространственными представлениями.

Практические инструменты и приемы

  • Сенсорно-динамические комплексы. Гамаки, утяжеленные одеяла, балансировочные подушки, сухой бассейн, тактильные дорожки. Они помогают регулировать мышечный тонус, ощущение границ тела (проприоцепцию), вестибулярный аппарат.
  • Сенсорная комната. Оборудованная комната или уголок с мягким светом (проекторы, световые столы), успокаивающей музыкой, приятными ароматами, вибрационными модулями. Это пространство для расслабления, ненаправленного исследования и формирования положительного эмоционального фона.
  • Работа с неструктурированными материалами. Вода (теплая/прохладная), крупы, кинетический песок, безопасные желе, шишки, лоскуты разной текстуры. Это основа для свободной игры, где нет «правильного» результата, но есть богатство ощущений.
  • Адаптированные дидактические материалы. Крупные сенсорные книги, панели с разными застежками и тактильными вставками, звуковые кнопки, контрастные картинки. Они стимулируют активное взаимодействие и формируют причинно-следственные связи ( «нажал – заиграла музыка»).
  • Социальное сенсорное взаимодействие. «Прятки» с прозрачным шарфом, совместное качание на пледе, пальчиковые игры с тактильным и звуковым сопровождением. Это закладывает основы доверия к другому человеку, радости от совместного действия.

В этом процессе педагог-психолог выступает как «переводчик» сенсорного языка ребенка для команды специалистов и родителей, как «архитектор» комфортной среды и как «фасилитатор» эмоционального контакта. Мы помогаем расшифровать, стоит ли за криком сенсорный дискомфорт или попытку коммуникации. Мы учим родителей простым приемам сенсорной регуляции дома. И, самое главное, мы создаем ситуацию успеха, где любая, даже самая маленькая, сенсорная реакция ребенка замечается, принимается и становится поводом для радостного, разделенного с ним события.

Сенсорное развитие ребенка с ТМНР – это не отдельное «занятие по развитию восприятия». Это философия подхода, пронизывающая каждый момент его пребывания в ресурсной группе. Превращая хаотичный поток ощущений в упорядоченный, приятный и осмысленный опыт, мы делаем нечто большее, чем развиваем чувства. Мы помогаем ребенку почувствовать: «Я есть. Мое тело – это я. Мир вокруг может быть интересным и безопасным».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год