| Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста |
| Педагогика | |||
| Автор: Карпунина Марина Михайловна | |||
| 24.11.2025 14:32 | |||
|
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 40 с. Большое Мокрое» Кстовский муниципальный округ, Нижегородская область Карпунина Марина Михайловна В настоящее время проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного интереса психологов и педагогов. В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. С точки зрения Е. П. Ильин, самостоятельность — это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за поступки и дела. Поэтому у детей развитие самостоятельности идет вместе с развитием самосознания.
Понятие «самостоятельность» в педагогической литературе рассматривается с самых различных позиций. Одни авторы склонны считать самостоятельным ребенка, того, который способен преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к старшим, умеющего действовать своими личными силами. Проявление самостоятельности у детей, по мнению педагогов, связано с деятельностью или готовностью детей к ней, т. е. самостоятельность есть способ организации индивидом своего действия и деятельности. Это связано с обучением и воспитанием дошкольников, в точности с важностью решения проблемы подготовки детей к условиям жизни в нашем обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Считается, что дошкольники в ходе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить задачи и цели своей деятельности, формулировать проблемы и гипотезы, анализировать ее условия. А также, дети должны учиться предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, корректировать и организовывать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая позитивного результата. С. Теплюк считает, что зарождение самостоятельности происходит с самого раннего возраста, на стыке первого и второго годов жизни малыша. Непосредственно в данном периоде времени берут начало пути и направления формирования действий и умений, происходящих самостоятельно, которые со временем, постепенно в игре и занятиях усложняются. А.А. Люблинская отмечает, что самостоятельность формируется с самого раннего детства на базе простейших привычек и навыков, которые со временем укрепляются. К показателям сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста ученые относят:
В процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста существуют три основных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. А.С. Микерина провела исследование на изучение уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста. Исследование осуществлялось в процессе наблюдения и проведения диагностических процедур. М.В. Максимова отмечает, что важно поддерживать у детей стремление к самостоятельности и труду, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от старшего. Чем старше становятся дети, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Инициатива и планирование – вот первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной на конечный результат действия. Успех этого этапа во многом зависит от взрослого, ведь инициатива ребенка намного опережает его возможности самостоятельно ее реализовывать. Следовательно, задача взрослого на этом этапе – максимальное уважение и поддержка намерений ребенка и обязательная практическая помощь. Таким образом, самостоятельный ребенок – это, прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Отсюда большая воспитательная ценность именно успешной самостоятельной деятельности, которая как бы внутри себя содержит источник самодвижения личности, подталкивающий ее на решение новых задач. Поэтому характеристика «самостоятельный ребенок» всегда содержит оценку самостоятельности, как преобладающей черты поведения, проявляющейся в разных сферах его деятельности (труд, игра и др.).
|



Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста









