Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие педагогов и родителей в старшей группе детского сада: стратегия партнёрства
Педагогика
Автор: Поспелова ДС, Кульгавых ВА.   
16.11.2025 22:50

Взаимодействие педагогов и родителей в старшей группе детского сада: стратегия партнёрстваВзаимодействие педагогов и родителей в старшей группе детского сада: стратегия партнёрства

Актуальность проблемы

В старшем дошкольном возрасте (5–7лет) ребёнок переживает важный этап подготовки к школе. Этот период характеризуется:

  • интенсивным развитием познавательной сферы;
  • формированием произвольности поведения;
  • становлением самооценки и социальной позиции;
  • расширением круга общения и усложнением межличностных отношений.

Успешность прохождения этого этапа во многом зависит от согласованности действий педагогов и родителей. СогласноФГОС ДО, взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников—обязательное условие качественного образования и воспитания.

 

Цели и задачи взаимодействия

Основная цель—создание единого воспитательно образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие ребёнка.

Ключевые задачи:

  1. Повышение психолого педагогической компетентности родителей.
  2. Согласование воспитательных подходов и требований.
  3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
  4. Создание атмосферы доверия и взаимоподдержки.
  5. Подготовка детей к школьному обучению через совместные усилия.

Принципы эффективного взаимодействия

  1. Доброжелательность и партнёрство—отказ от назидательного тона, признание права родителей на собственную позицию.
  2. Индивидуальный подход—учёт особенностей каждой семьи, её запросов и возможностей.
  3. Открытость и прозрачность—информирование родителей о жизни группы, достижениях ребёнка, используемых методиках.
  4. Системность—регулярность контактов, планомерность работы.
  5. Двусторонность—не только передача знаний от педагога к родителям, но и учёт их опыта и мнений.

Формы взаимодействия

Традиционные

  • Родительские собрания—проводятся 3–4раза в год. Тематика: «Возрастные особенности старших дошкольников», «Подготовка к школе», «Развитие познавательной активности».
  • Консультации—индивидуальные и групповые. Примеры: «Как развивать внимание ребёнка», «Конфликты в детском коллективе: роль взрослого».
  • Информационные стенды—актуальные объявления, советы, фотоотчёты.
  • Папки передвижки—тематические материалы по запросам родителей.

Инновационные

  • Семейные проекты—совместная работа над темами: «Моя семья», «Традиции нашего дома», «Путешествие по родному городу».
  • Мастер классы—родители делятся профессиональными навыками (кулинария, рукоделие, ремонт).
  • Родительский клуб—встречи в неформальной обстановке для обсуждения волнующих вопросов.
  • Онлайн коммуникация—чаты в мессенджерах, группы в соцсетях, электронная рассылка.
  • Дни открытых дверей—возможность понаблюдать за занятиями, поучаствовать в режимных моментах.

Содержание совместной работы

1. Познавательное развитие:

  • совместные экскурсии (музеи, библиотеки, парки);
  • эксперименты дома ( «Опыты с водой», «Выращивание растений»);
  • чтение и обсуждение книг.

2. Социально нравственное воспитание:

  • семейные традиции и ритуалы;
  • волонтёрские акции (помощь пожилым, забота о животных);
  • обсуждение ситуаций из жизни группы.

3. Физическое развитие:

  • спортивные праздники ( «Мама, папа, я—спортивная семья»);
  • прогулки на природе;
  • обучение правилам безопасности.

4. Художественно эстетическое развитие:

  • выставки семейных поделок;
  • театрализованные постановки;
  • музыкальные гостиные.

Практические рекомендации педагогам

  1. Начинайте с малого: даже 5 минутная беседа после занятий укрепляет доверие.
  2. Используйте «Я высказывания»: вместо «Вы не занимаетесь с ребёнком»«Мне бы хотелось обсудить, как мы вместе можем развить его интерес к чтению».
  3. Фиксируйте успехи: ведите «Портфолио ребёнка», делитесь достижениями на собраниях.
  4. Предлагайте выбор: дайте родителям варианты участия (помощь в оформлении группы, организация экскурсии, подготовка костюмов).
  5. Будьте гибкими: учитывайте занятость родителей, предлагайте онлайн форматы.

Ожидаемые результаты

  • Для детей: эмоциональная стабильность, уверенность в себе, готовность к школе.
  • Для родителей: рост педагогической компетентности, удовлетворённость от участия в жизни ребёнка.
  • Для педагогов: понимание семейных условий воспитания, поддержка в решении педагогических задач.
  • Для ДОУ: повышение репутации, снижение конфликтности, рост качества образования.

Заключение

Эффективное взаимодействие педагогов и родителей—это не разовые мероприятия, асистематическая работа, основанная на взаимном уважении и общих целях. В старшей группе особенно важно:

  • акцентировать внимание на психологической готовности к школе;
  • развивать самостоятельность ребёнка через единые требования дома и в саду;
  • создавать ситуации успеха для каждого воспитанника.

Только объединив усилия, мы сможем обеспечить ребёнку плавный переход к новому жизненному этапу и заложить основы его будущей успешности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год