| Применение нейропсихологического комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ |
| Педагогика | |
| Автор: Щелева Вероника Сергеевна | |
| 28.10.2025 17:35 | |
|
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. Работая в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет, чаще всегок нам приходят дети с диагнозами: тяжелые нарушения речи, задержка психического развития. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей. Но ещё одна немаловажная причина – это малоподвижный образ жизни. Недостаточность физической активности наших детей ведёт к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Перед нами встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для решения данной проблемы мы решили применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ нейропсихологический комплекс. Нейропсихологический комплекс – это комплекс специальных упражнений, игр и заданий, направленных на восстановление или развитие высших психических функций (памяти, внимания, речи). Нейропсихологический комплекс включает в себя: нейроигры, нейротаблицы, нейродорожки, нейрогимнастику и нейротренажеры. Нейроигры – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать множественные задачи по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей. Нейротаблицы – это специальные игровые таблицы, поделённые на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы. Нейродорожки – это специально разработанные маршруты или упражнения, которые выполняются на полу или на улице, например, на асфальте. Их цель – стимулировать работу мозга через движение. Нейрогимнастика – это комплекс специальных двигательных и когнитивных упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, улучшение нейронных связей и активизацию работы мозга. Нейротренажеры – это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры задействуют и интегрируют такие системы, как: моторная система, зрительная система, тактильная система, слуховая система, вестибулярная система. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Нейропсихологический комплекс мы используем в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми группы компенсирующей направленности с ОВЗ. Как работает нейропсихологическая коррекция? С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы: во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка; во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности; в-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов. Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Особенности организации нейроигр: игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5 минут; каждая игра имеет усложнение, принцип от простого — к сложному; педагогу, родителю важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп; для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. В этом учебном году в группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ в детском саду «Светлячок» п. Чернянка Белгородской области начался коррекционно-образовательный процесс. На начальном этапе была проведена диагностика. Для определения уровня развития высших психических функций педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели провели обследование детей в количестве 9 человек (8 – ТНР, 1 – ЗПР). Проанализировав результаты диагностики, нам удалось сделать следующий вывод. Для детей характерно замедление процесса формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. У детей ограничен объем памяти и снижено опосредованное запоминание. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Многим присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций; затруднён процесс восприятия и осмысления рассказов. Применение нейропсихологического комплекса – решение сложившейся проблемы. Для этого была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы и приобретены нейроигры и нейротренажеры. В результате включения педагогами нейроигр и нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы психоэмоциональные процессы. Используя в работе картотеку нейроигр, и разного рода нейроупражнений, как часть занятий, так и целого коррекционно-развивающего комплекса, видим то, что они благоприятно сказываются на развитии наших детей. В рамках родительского клуба, был проведен мастер-класс для родителей на тему: «Применение нейропсихологического комплекса в детском саду и дому». Педагоги рассказали родителям о том, что это такое, показали, какие нейроигры и нейроупражнения используются в образовательной деятельности с их детьми, а также предложили сделать несколько нейроигр для занятий с детьми дома. В ходе мастер-класса были сделаны следующие игры: «Цветные ладошки», «Веселые кружочки», «Подбери по цвету лего». В результате проведённой работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительский клуб, обучались там, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома. Примечательно, что все нейроигры, нейротаблицыи нейродорожкиочень просто изготавливаются в домашних условиях и не требуют специальных умений для их создания. Щелева Вероника Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области»
|



Применение нейропсихологического комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ








