| Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор» |
| Педагогика | |||
| Автор: Нифанина Виктория Александровна | |||
| 13.10.2025 10:39 | |||
|
21 век – это время компьютерных технологий. И как правило, все дети, начиная, примерно с трёхлетнего возраста начинают быть зависимы от современных гаджетов: смартфонов, планшетов, ноутбуков и прочих цифровых техник. Но никто из представителей цифрового поколения, в силу своего возраста, не знает, что влечёт за собой это «заманчивое хобби». А в это время организм ослабевает и происходят такие процессы как: расстройство внимания, потеря зрения и памяти, низкий уровень самоконтроля, когнитивные нарушения, подавленность и депрессия. Дети с ОВЗ особенно первые подвержены этому риску. Страдают все: в первую очередь сами дети, родители, педагоги, которым с каждым днем все труднее придумывать мотивацию как вовлечь детей в игровую деятельность.
В нашем группе ТНР все дети с особенностями возможностями здоровья и им присуще такие качества, как замкнутость, слабо развито общение между сверстниками. Дети не могут найти себе занятие по интересу, не умеют планировать своё время, в связи с этими выше изложенными доводами. Педагоги группы» решили внедрить новую форму работы с детьми ОВЗ «Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор». С помощью данной технологии педагоги обеспечивают условия для межличностного и познавательного общения детей и взрослых, создают положительный эмоциональный настрой, активизируют у детей навыки планирования и организации собственной деятельности, прививают навыки культуры общения в социуме. Структура группового сбора:
Данная технология позволяет осуществлять заботу друг о друге, внимание, свободный обмен идеями и опытом, способность к сотрудничеству и дружбе вот те качества, которые лежат в основе.
- развитие самостоятельности, самоорганизации. В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию. Утреннее общение для детей– это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. В качестве сигнала утреннего сбора может использоваться бубен (колокольчик). Вместе с детьми педагог усаживается в круг, занимает наиболее выгодную позицию для работы, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Все дети садятся на коврик либо на стульчики, обязательное условие в круг. Круг способствует открытости, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться. С целью установления эмоционального контакта начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражают чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных качеств. Например:"Саша, ты вчера хорошо дежурил по столовой"; "Владик, ты очень смелый и добрый"; "Милена, у тебя сегодня такая красивая прическа". Все дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Соблюдаем правило приветствия: - Приветствие передается слева на право. Виды приветствий: «Передай по кругу» Участники передают по кругу улыбку, приветствие, пожелание, комплимент и т. д. - «Поздоровайся, касаясь друг друга «электрический ток». Участники касаются друг друга руками, носами, пальчиками и т. д. - «Разные типы приветствий» Участники садятся в круг, приветствуют друг друга по очереди, используя разные типы приветствий. - «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу. Вид приветствия подбирается в зависимости от возможности детей, так как все дети с ОВЗ. 2. Вторым компонентом «Группового сбора» является беседа. Например: «Пешеходный переход», «Ты остался дома один, в дверь позвонили», «Как можно пожалеть», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Ты остался дома один, но случилась авария», «Мой лучший друг», «Щедрость и жадность», «Вредные привычки», «Наказание», «Можно ли играть с огнем», «Как я отдыхал летом», «Мое любимое животное», «Самое радостное событие в моей жизни», «Как я помогаю», «Моё любимое занятие», «Как я провел выходные», «Как ухаживать за зубами». Так же можно подбирать темы с учетом выявленных педагогом в группе проблем или сезонным явлениями. 3. Третий компонент «Группового Сбора» — обсуждение групповой деятельности в центрах активности. Целью групповой деятельности является предоставление выбора занятия для себя по интересу. На этом этапе педагог рассказывает какие центры активности будут работать в течении дня. Дети могут выбрать для себя как 1 центр активности на весь день, либо побывать во всех. Главное условие: в одном центре должно быть в одно время не более 3 человек. Виды центров (они подбираются индивидуально): 1. «Самоделкин» В этом центре детям предоставляется возможность смастерить что-то своими руками. Это либо оригами, лепка из пластилина и т.д. 2. «Игровой центр» Здесь детям предлагаются разные виды игр, в которые они могут научиться играть. А затем и научить своих сверстников, если опять же позволяет окружение в силу своих возможностей по здоровью. 3. «Грамотей» В данном центре детям можно предложить просмотр каких-то журналов, книг. Можно предоставить возможность детям выучить стихотворение по мнемотаблице, а в конце дня попробовать рассказать их своим одногруппникам. 4. «Ателье» В данном центре можно научиться пришивать пуговицу и т.д. 5. «Цветоводы» В этом центре дети учатся ухаживать за растениями. Узнают названия цветов и их особенности. Названия центров меняются на усмотрение педагога. Они могут быть разнообразные. Заключительным компонентом «Группового Сбора» являются подведение итогов дня. Дети, в конце дня собираются на коврике в круг. И рассказывают или показывают в каких центрах активности они побывали в течении дня и чем они там занимались. Говорят, о том, что у них получилось, либо где у них были трудности. Делятся своими успехами, достижениями. В целом использования данной технологии в системе, учит детей проводить время с пользой, активирует пассивный и активный словарь дошкольника, общаться между собой, учит планировать свой день, а главное у них всегда есть выбор деятельности. Воспитатель: Нифанина Виктория Александровна МБДОУ ДС «№86 «Брусничка» г.Норильск
|



Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор»








