Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор»
Педагогика
Автор: Нифанина Виктория Александровна   
13.10.2025 10:39

Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор»Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор»

21 век – это время компьютерных технологий.

И как правило, все дети, начиная, примерно с трёхлетнего возраста начинают быть зависимы от современных гаджетов: смартфонов, планшетов, ноутбуков и прочих цифровых техник. Но никто из представителей цифрового поколения, в силу своего возраста, не знает, что влечёт за собой это «заманчивое хобби».

А в это время организм ослабевает и происходят такие процессы как: расстройство внимания, потеря зрения и памяти, низкий уровень самоконтроля, когнитивные нарушения, подавленность и депрессия. Дети с ОВЗ особенно первые подвержены этому риску. Страдают все: в первую очередь сами дети, родители, педагоги, которым с каждым днем все труднее придумывать мотивацию как вовлечь детей в игровую деятельность.

 

В нашем группе ТНР все дети с особенностями возможностями здоровья и

им присуще такие качества, как замкнутость, слабо развито общение между сверстниками. Дети не могут найти себе занятие по интересу, не умеют планировать своё время, в связи с этими выше изложенными доводами. Педагоги группы» решили внедрить новую форму работы с детьми ОВЗ «Развитие детской инициативы с применением технологии «Групповой сбор».

С помощью данной технологии педагоги обеспечивают условия для межличностного и познавательного общения детей и взрослых, создают положительный эмоциональный настрой, активизируют у детей навыки планирования и организации собственной деятельности, прививают навыки культуры общения в социуме.

Структура группового сбора:

  1. Сбор детей на коврике.
  2. Приветствие.
  3. Беседа.
  4. Обсуждение работы Центров активности.
  5. Работа в Центрах активности.
  6. Подведение итогов дня.

Данная технология позволяет осуществлять заботу друг о друге, внимание, свободный обмен идеями и опытом, способность к сотрудничеству и дружбе вот те качества, которые лежат в основе.

  • установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками

- развитие самостоятельности, самоорганизации.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию. Утреннее общение для детей– это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

В качестве сигнала утреннего сбора может использоваться бубен (колокольчик). Вместе с детьми педагог усаживается в круг, занимает наиболее выгодную позицию для работы, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Все дети садятся на коврик либо на стульчики, обязательное условие в круг. Круг способствует открытости, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

С целью установления эмоционального контакта начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражают чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных качеств.

Например:"Саша, ты вчера хорошо дежурил по столовой"; "Владик, ты очень смелый и добрый"; "Милена, у тебя сегодня такая красивая прическа". Все дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Соблюдаем правило приветствия:

- Приветствие передается слева на право.

Виды приветствий:

«Передай по кругу»

Участники передают по кругу улыбку, приветствие, пожелание, комплимент и т. д.

- «Поздоровайся, касаясь друг друга «электрический ток».

Участники касаются друг друга руками, носами, пальчиками и т. д.

- «Разные типы приветствий»

Участники садятся в круг, приветствуют друг друга по очереди, используя разные типы приветствий.

- «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Вид приветствия подбирается в зависимости от возможности детей, так как все дети с ОВЗ.

2. Вторым компонентом «Группового сбора» является беседа.

Например: «Пешеходный переход», «Ты остался дома один, в дверь позвонили», «Как можно пожалеть», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Ты остался дома один, но случилась авария», «Мой лучший друг», «Щедрость и жадность», «Вредные привычки», «Наказание», «Можно ли играть с огнем», «Как я отдыхал летом», «Мое любимое животное», «Самое радостное событие в моей жизни», «Как я помогаю», «Моё любимое занятие», «Как я провел выходные», «Как ухаживать за зубами». Так же можно подбирать темы с учетом выявленных педагогом в группе проблем или сезонным явлениями.

3. Третий компонент «Группового Сбора» — обсуждение групповой деятельности в центрах активности.

Целью групповой деятельности является предоставление выбора занятия для себя по интересу.

На этом этапе педагог рассказывает какие центры активности будут работать в течении дня.

Дети могут выбрать для себя как 1 центр активности на весь день, либо побывать во всех.

Главное условие: в одном центре должно быть в одно время не более 3 человек.

Виды центров (они подбираются индивидуально):

1. «Самоделкин»

В этом центре детям предоставляется возможность смастерить что-то своими руками. Это либо оригами, лепка из пластилина и т.д.

2. «Игровой центр»

Здесь детям предлагаются разные виды игр, в которые они могут научиться играть. А затем и научить своих сверстников, если опять же позволяет окружение в силу своих возможностей по здоровью.

3. «Грамотей»

В данном центре детям можно предложить просмотр каких-то журналов, книг. Можно предоставить возможность детям выучить стихотворение по мнемотаблице, а в конце дня попробовать рассказать их своим одногруппникам.

4. «Ателье»

В данном центре можно научиться пришивать пуговицу и т.д.

5. «Цветоводы»

В этом центре дети учатся ухаживать за растениями. Узнают названия цветов и их особенности.

Названия центров меняются на усмотрение педагога. Они могут быть разнообразные.

Заключительным компонентом «Группового Сбора» являются подведение итогов дня.

Дети, в конце дня собираются на коврике в круг. И рассказывают или показывают в каких центрах активности они побывали в течении дня и чем они там занимались. Говорят, о том, что у них получилось, либо где у них были трудности. Делятся своими успехами, достижениями.

В целом использования данной технологии в системе, учит детей проводить время с пользой, активирует пассивный и активный словарь дошкольника, общаться между собой, учит планировать свой день, а главное у них всегда есть выбор деятельности.

Воспитатель: Нифанина Виктория Александровна

МБДОУ ДС «№86 «Брусничка»

г.Норильск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год