ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, КАК ОДНА ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
Педагогика | |||
Автор: Краскович Лариса Викторовна | |||
24.09.2025 16:42 | |||
Краскович Лариса Викторовна Старший воспитатель МБОУ школы №6, дошкольное отделение №3 Отношение государства к семье и к семейному воспитаниюна разных временных периодах общественного развития менялось. Закончились времена, когда семейное воспитание считалось отсталым, отмечалась ограниченность кругозора родителей, не было установлено системы их воздействия на детей, приоритеты отдавались воспитанию общественному. В тоже время передовые педагоги В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями.
Тема взаимодействия общественного и семейного воспитания всегда были актуальны для отечественной педагогической науки и практики. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение активно помогает семье, сменились акценты воспитания. Семья стала главной в образовании и воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Воспитание ребенка в большой мере зависит именно от семьи. У родителей, благодаря техническому прогрессу появилось много свободного времени, но, к сожалению, это время часто родители тратят его не на ребенка, воспитательная функция современной семьи практически не реализуется. Очень часто родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы. Кандидат педагогических наук Денякина Л. М. в своей работе отмечает: «Модель детско — родительского клуба обладает воспроизводимостью мер социальной поддержки, много вариантностью, перспективностью социального благополучия, призванной ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса. Работа клуба направлена на формирование позитивного влияния на личность через семью посредством положительного примера родителей, оздоровления внутрисемейных отношений; на развитие социальных инициатив родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга в разных ситуациях (в выгодном свете), понять индивидуальные особенности детей». Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и она определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, выстроить отношения между детьми, педагогами, родителями в одно направление. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. "Открытость детского сада внутрь" — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают в первую очередь дети, потому что они узнают что-то новое, учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Родители в свою очередь, раскрывают свои таланты. Педагоги, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Состав группы формировался, и родители в первое время интересовались только вопросами о том, как покушал, как поспал их ребенок. На мероприятия группы (утренники, концерты, выставки), родители приходили для того, чтобы сесть и посмотреть на своего ребенка: как он танцует, поет, читает стихи. Сделать фото или видеоувиденного. Чаще всего родители принимали пассивное участие в жизни и мероприятиях детского сада. Поэтому формирование активной жизненной позиции родителей, раскрытие своего и детского творческого потенциала, является актуальной проблемой. Новизна представленного опыта заключается в том, что в работе детско-родительского клуба участвуют не только родители, дети и педагоги группы, но и узкие специалисты. Детско – родительский клуб, как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирование социокультурной среды, развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка. Данная форма работы позволяет реализовать требования образовательного стандарта, сделать родителей участниками не только образовательного процесса, она предоставляет возможность родителям окунуться во все виды детской деятельности. Организовать совместную партнерскую, в том числе и игровую, форму деятельности взрослых с детьми. Совместная работа с узкими специалистами (психологом, логопедом, дефектологом) дает возможность корректировать и составлять работу по всем образовательным областям развития. Дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное творческое самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Цель клуба: объединение семейного воспитания и образовательной системы дошкольного отделения, направленная на обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи. Совмещение усилий родителей, педагогов группы и узких специалистов, на развитие речи, мышления, памяти, воображения творческих и познавательных способностей ребенка. Задачи:
Направления деятельности:
Предполагаемый результат:
- поддержание уверенности родителей в своих педагогических силах. Работа в детском клубе реализуется поэтапно: 1 этап — начальный – сплочение группы, раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости, формирование доверия друг к другу. На этом этапе проводится анкетирование с опросом об увлечениях родителей, беседы о том, чтобы они хотели узнать о деятельности детей в группе, о формах и методах работы с детьми по всем направлениям развития личности ребенка. Суть клуба даёт родителям возможность окунуться в детскую среду и на некоторое время вернуться в детство. 2 этап — основной – характеризуется самопознанием и свободному раскрытию, повышению эффективности общения между родителями, детьми и педагогом. На этом этапе проходят занятия клуба, совместно со специалистами. По запросам родителей подбираются дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие игры. Игры направлены на развитие логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, речи. На протяжении всего этого этапа может корректироваться план работы клуба, так как родители могут предлагать свою помощь в подготовке, проведении занятий, в подборе материала и темы, где родители становятся активными участниками занятий клуба: проводили мастер – классы и занятия. 3 этап – заключительный – происходит осознание перемен в личности, творческом развитии детей и родителей, складывается позитивный взгляд и заинтересованность родителей в делах группы, происходит осознание, что педагоги и специалисты заинтересованы в развитии их детей. Полученный результат: Результатом работы считаем: сплочение родителей в единый коллектив, повышение педагогической культуры. Дети на занятиях в большей мере проявляют свои творческие способности, а родители видят, как они талантливы. Установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами и специалистами, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого. Работа клуба показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку, возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности. Подводя итоги работы детско – родительского клуба, можно сделать вывод, что такая форма работы с водителями является перспективной и очень интересной: учитывает способности семей, помогает проявлять творческие таланты детей и их родителей, формируя педагогическую культуру. Кроме того, работа клуба показывает, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать. Работа в рамках детско – родительского клуба открывает широкие возможности для совместной работы, приносящие положительные результаты.
|