Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательного процесса в специализированных группах дошкольного учреждения
Педагогика
Автор: Ляшенко Татьяна Петровна   
24.09.2025 11:58

Организация образовательного процесса в специализированных группах дошкольного учрежденияОрганизация образовательного процесса в специализированных группах дошкольного учреждения

Организация образовательного процесса в специализированных группах дошкольного учреждения действительно является важным направлением педагогической деятельности. Эти группы предназначены для детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья или нарушениями развития речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др. Эффективная организация образовательной среды возможна только при тесной взаимосвязи всех участников педагогического коллектива: воспитателей, Учителя-дефектолога, педагога психолога, учителя — логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинской сестры.

Основные принципы организации работы в специальной группе:

1. Индивидуализация подхода

Каждый ребенок уникален, и работа должна строиться исходя из особенностей конкретного ребенка. Педагоги и специалисты совместно разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные на потребности каждого воспитанника. Важно учитывать особенности восприятия информации ребенком, уровень его познавательной активности, степень сформированности базовых навыков и мотивацию к обучению.

Индивидуальные занятия — проводятся регулярно, однако групповые формы работы: также играют важную роль. Они позволяют детям учиться взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки и социализацию.

 

2. Междисциплинарный подход

Эффективная организация коррекционно-развивающей работы невозможна без взаимодействия разных специалистов. Специалисты координирует деятельность остальных членов команды, организуя совместные консультации, семинары и практикумы. Совместная разработка учебных планов позволяет обеспечить преемственность в работе педагогов и специалистов.

Например: учитель — логопед работает над развитием устной речи, а музыкальный руководитель развивает музыкальные способности ребенка параллельно, поддерживая развитие моторики рук и общей координации движений.

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда играет ключевую роль в развитии ребенка. Организация пространства должна соответствовать особенностям воспитанников и способствовать развитию самостоятельности, инициативности и социальной адаптации. Пространство должно быть безопасным, комфортным и стимулирующим познавательную активность.

Игровая зона, зоны творчества, сенсорные уголки и другие элементы оформления помогают ребенку осваивать новые знания и умения естественным образом, обеспечивая разнообразие видов деятельности.

4. Тесное взаимодействие с родителями

Родители являются важнейшими участниками образовательного процесса. Их активное участие способствует успешному формированию необходимых компетенций у ребенка. Регулярные встречи, консультации, родительские собрания и обучение родителей методикам воспитания способствуют повышению эффективности работы всей системы поддержки ребенка.

Педагоги разъясняют родителям цели и задачи образовательного процесса, знакомят их с методами коррекции и рекомендуют упражнения, которые можно проводить дома самостоятельно.

Практические рекомендации по организации работы

Рекомендации для воспитателей:

  • Организуйте пространство таким образом, чтобы оно было доступно и удобно для всех детей независимо от уровня физического развития.
  • Используйте наглядные пособия, адаптивные игрушки и специальные дидактические игры.
  • Проводите систематический мониторинг результатов индивидуальной работы с детьми.
  • Поддерживайте регулярный контакт с семьей ребенка, обеспечивайте поддержку семьи и её информированность относительно успехов ребёнка.

Рекомендации для специалистов:

  • Разработайте индивидуальный план занятий с каждым ребёнком, учитывающий специфику нарушений и темпы освоения материала.
  • Обеспечьте чёткую последовательность мероприятий по достижению целей образования и реабилитации.
  • Включайте игровые методы и приемы, направленные на активизацию психического и двигательного потенциала детей.
  • Учитывайте эмоциональное состояние ребенка и обеспечьте атмосферу доверия и уважения в ходе занятий.

В заключение хочется отметить, работа в специальной компенсирующей группе требует комплексного подхода, включающего интеграцию усилий всех педагогов и специалистов, создание комфортной развивающей среды и эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Только благодаря согласованным действиям всех заинтересованных сторон возможно достижение высоких результатов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

Статью написала:

старший воспитатель, учитель — дефектолог Ляшенко Т.П.,

ГБДОУ «Ясли — сад КВ № 14 «Капитошка»

г. Свердловск, Луганская Народная Республика

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год