Из опыта работы. Записки воспитателя. |
Педагогика | |||
Автор: Любащенко Ирина Александровна | |||
21.09.2025 12:30 | |||
Раннее московское утро. Ничего необычного в этом нет. Ты, как всегда, спешишь на работу. Мимо проходят незнакомые люди, мелькают автомобили, и ты замечаешь лишь здания вокруг. Человеку свойственно воспринимать и узнавать то, что редко меняется, а значит стабильно. В этом и заключается та степень надежности бытия, к которой стремимся. Впереди уже виднеется знакомый переход, за которым — мир, такой, какой есть и придуманный не нами. Это мир детства, но только детства особенного. Какие события принесет сегодняшний день? Этот вопрос задаешь себе каждый раз, когда видишь хорошо знакомые очертания родного учреждения. Заходишь в группу, видишь лица детей, замечаешь эмоции ребят, а они у всех разные. У нас особенные дети, а без речи очень трудно выразить свои желания и эмоции. Каждый раз, когда приветствуешь ребят пытаешься понять их настроение. В зависимости от этого выстраиваешь взаимоотношения с воспитанниками — находишь те невидимые нити, которые помогут создать для каждого ребенка наиболее комфортные условия. Поэтому мы: дети и взрослые — одна большая семья со своим потенциалом и возможностями. Вы спросите, уважаемый читатель, как выстраивают отношения настоящие родители со своими детьми? Как мы, педагоги взаимодействуем с родными наших воспитанников? Международная конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года- правовой документ, который гарантирует детям определенные права и защиту.
Конвенция признает несовершеннолетнего полноценной личностью и наделяет его всем спектром прав. Ребенок признается не «придатком» своих родителей, которые могут поступать с ним по своему усмотрению, а самостоятельным субъектом права. Поэтому с точки зрения международного права у ребенка должны быть родители — защитники прав и интересов. С точки зрения норм морали и нравственности не должно возникать вопросов, которые бы рассматривали правовые нарушения со стороны родителей или семьи. Особенные дети значительное время пребывают в стационарном учреждении. Как же родители реализуют свои права и обязанностями сточки зрения законодательства и с точки зрения моральных и нравственных норм? В этой ситуации педагог не только реализует воспитанника, но и выступает связующим звеном между ребенком и законным представителем. Вы зададите вопрос: как часто родители посещают своих детей, оказывают ли должное внимание? Ответы неоднозначны, ведь законодательство не может контролировать духовность, этические нормы. В том случае, родители не осознают своей моральной ответственности, только взаимодействие, вовлечение их в воспитательный позволяет создать обстановку доверия и уважения чувств ребенка. Из опыта работы можно привести пример семьи, когда непросто складывались отношения между родителями и их сыном. И таких примеров достаточно. Когда мальчик поступил в детский дом интернат, законные представители стали навещать ребенка все реже и реже. Эту ситуацию они объясняли тем, что им тяжело с сыном. Ведь болезнь с возрастом прогрессирует и поведенческие расстройства становятся все более выраженными. В группе Мальчик часто подходил к окну, многократно повторяя: «Мама придет...» Постепенно родителей начали вовлекать в мероприятия учреждения, группы. Они приходили, рассматривали детские работы, фотографии, интересовались поведением ребенка, его играми, для себя отмечая взрослость и внешнюю и внутреннюю. Да, человеку свойственно видеть и слышать именно то, что он хочет. Это не говорит о том, что нужно лгать или скрывать факты из жизни ребенка. Стараемся представить те положительные изменения, которые происходят за неделю, день, сутки, а может быть за час. Да, мы не просто хотим видеть и слышать то, что хотим. Мы хотим видеть устойчивые позитивные моменты в жизни ребенка, поэтому создаем положительный эмоциональный настрой в общении с родителями их детьми. В этом и заключается стабильность, дарящая надежду. Задумываясь о жизни воспитанников, трудно передать их мировосприятие, чувства. У каждого ребенка свой внутренний мир, в котором родители и семья в целом- главные его составляющие. От нас во многом зависит сколько в этом мире будет душевного тепла и исполненных надежд. Вечером, возвращаясь домой, пересекаешь знакомые улицы, оставляешь позади сегодняшний день со своими переживаниями, успехами, радостями. Только в душе остаются следы воспоминаний ушедшего дня. Уносишь с собой частицу особого мира, что по силе и стабильности может изменить каждого из нас. Только помоги и будь с ним вместе.
|