Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Виммельбух – полезно, интересно, весело»
Педагогика
Автор: Гринева Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Фатеева Юлия Евгеньевна   
27.05.2025 05:43

Консультация для педагогов «Виммельбух – полезно, интересно, весело»Консультация для педагогов «Виммельбух – полезно, интересно, весело»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогов и не только. Главной задачей в решении этой проблемы является совершенствование монологической и диалогической речи. Данная задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, составление рассказов по картине, создание творческих рассказов и др.

Но чтобы достигнуть лучших результатов, необходимо использовать и нетрадиционные формы работы.

Одной из них являются виммельбухи — книги для разглядывания. Рассматривание иллюстраций виммельбухов развивают память, мышление, воображение, зрительное внимание; развивают речь путем обогащения словаря, формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной речи.

Этот необычный книжный жанр, изначально зародился в Германии.

Название виммельбухпроисходит от немецкого словосочетания Wimmel+buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах такой книги невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

 

Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из-под его пера вышли виммельбухи «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и др. Книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. Сначала в нашей стране были виммельбухи привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Множество героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало.

Развивающий потенциал использования виммельбуха разнообразен. Эти книги решают сразу множество задач:

  • обогащают словарь и развивают речь;
  • учат концентрировать внимание;
  • знакомят с окружающим миром, расширяют кругозор;
  • тренируют зрительную память;
  • развивают логику и мышление, учат прослеживать закономерности и находить причинно-следственные связи;
  • воспитывают любознательность;
  • стимулируют воображение и развивает фантазию.

В одних нужно найти и показать героя, предмет, животное. Эти книги используются для развития внимания, умения сравнивать (по величине, цвету, качествам, находить сходства и различия). На данном материале учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия.

Знакомим с обобщающими понятиями (животные, птицы, игрушки, одежда) и учим употреблять их в речи. Здесь есть богатый материал для формирования глагольного словаря и словаря прилагательных с помощью игр «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «О ком я говорю?», «Скажи, какая, какой».

Существуют виммельбухи – раскраски, которые развивают мелкую моторику, с их помощью дети легко и с удовольствием учатся рисовать, штриховать, обводить, выделять форму, цвет, силуэт.

Так же есть и тематические виммельбухи, полностью посвященные одной теме — «Город», «Деревня», «Цвета», «Счет», «Времена года».

Такие книги как нельзя лучше способствуют обогащению словаря по лексическим темам и развитию связной речи. В них много сюжетных линий и героев. Детям можно предложить такие задания, например: найди и назови всех домашних животных, птиц, деревья, транспорт илипридумать истории из жизни героев, которые можно сочинять совместно или по цепочке при работе в малых подгруппах.

Для детей старшего дошкольного возраста интереснывиммельбухи с настоящим приключенческим сюжетом. В книге «Детектив Пьер распутывает дело», детям предлагается превратиться в настоящих сыщиков и отправиться в путешествие с целью выследить злодеев. Путешествуя по книге, на каждом развороте ребята должны найти «улики», назвать и сосчитать их, проверить, совпадает ли получившаяся сумма с той, что записали секретные агенты. Таким образом, мы формируем умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными.

Для развития пространственного мышления, математических способностей можно использовать такие задания:

  • рассказать, что находится далеко, а что близко, что слева, а что справа, что сверху, а что снизу;
  • рассказать, что двигается быстро, а что медленно, что стоит, а что перемещается, что происходит раньше, а что позже;
  • сосчитать, сравнить по форме, величине, цвету.

Виммельбух, можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Виммельбухценен тем, что картинка не статична, она в динамике, за героями можно следить от странички к страничке.

В виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.

Как этим пользоваться?

Варианты использования книг с картинками ограничиваются лишь вашей фантазией. Как правило, в виммельбухах дается стартовое задание, а дальше — полная свобода творчества.

Предлагаем вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для дошкольников:

  • ищите повторяющихся героев и предметы на каждом развороте;
  • устройте соревнование — кто быстрее найдет;
  • посчитайте, сколько на картинке тех или иных предметов;
  • загадайте предмет на картинке и попросите ребенка найти его;
  • после рассматривания закрыть разворот и предложить назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами;
  • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
  • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает. Педагог может сочинить начало, а детям предложить продолжить с опорой на виммельбух. Заинтересовавшись, дети будут сами сочинять свои истории.
  • можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рррычащие слова, или слова, в которых слышно шипение. Или начать изучать буквы и звуки: «Что начинается со звука А?».

Возможности использования книг-виммельбухов в работе с дошкольниками многогранны. И самое главное, виммельбух – это книга, открывая которую, дети каждый раз открывают для себя что-то новое.

  • Гринева Ольга Владимировна,
  • Серий Ирина Сергеевна
  • Фатеева Юлия Евгеньевна

учителя-логопеды, МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань, Рязанская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 21 (383) выйдет
14 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год