Формирование произвольности и саморегуляции у детей дошкольного возраста с ТНР |
Педагогика | |||
Автор: Андросенко Елена Викторовна | |||
24.05.2025 18:53 | |||
Формирование произвольности и саморегуляции у детей с ТНР (тяжелым нарушением речи) – это сложный и длительный процесс, который формируется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим новообразованием этого возраста. В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция фор-мируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги — главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
У детей с несформированной произвольной регуляцией возникают трудности с включением в деятельность и ориентировкой в задании, проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности переключения с одного задания на другое, они часто слишком поспешно дают ответ, не замечая своих ошибок, трудности в регуляции своих эмоциональных проявлений. Такие особенности поведения детей требуют своевременной диагностики и коррекции, поскольку особенности произвольной регуляции поведения являются важной предпосылкой для успешной адаптации ребенка в школе и его дальнейших успехов в обучении. В связи с этим, развитие произвольности и саморегуляции у детей с ТНР в дошкольном возраста является актуальной. ХЛОПНИ В ЛАДОШИ Цель: развитие произвольности и контроля. Возраст применение: с 5 лет. Материал: не требуется. Описание упражнения: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка. ЗАЧЕРКНИ БУКВУ Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Возраст применение: с 5 лет. Материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш. Описание упражнения: Ребенку предлагается газетная вырезка. Взрослый обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Возраст применения: с 4 лет Материал: не требуется Описание упражнения: ребёнку предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» — встать. Игра может усложняться тем, что ведущий путает ребёнка. При команде «карлики» не приседает, а встаёт. При команде «великаны» не встаёт, а приседает. ЛЕТАЕТ-НЕ ЛЕТАЕТ Цель: развитие произвольного внимания. Возраст применения: с 5 лет Материал: мяч Описание упражнения: взрослый и ребёнок сидят друг напротив друга. Ведущий кидает мяч ребёнку, называя любой предмет. Ребёнок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может», то ловит мяч и кидает его обратно, если не может летать, то ловит мяч и возвращает его обратно ударом об пол со словами «не летает». ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма. Возраст применения: с 5 лет Материал: не требуется Описание упражнения: взрослый говорит, что ребёнок должен повторять все движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз – ребёнок должен поднять руки вверх т.е. сделать наоборот. УХО-НОС Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам. Возраст применения: с 5 лет Материал: не требуется Описание упражнения: по команде «ухо» ребёнку предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» — за нос. ПРОГУЛКА Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения. Возраст применения: с 4 лет Материал: не требуется Описание упражнения: детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.
|