Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы реализации инновационной технологии «Утренний и Вечерний круг»
Педагогика
Автор: Сапожникова Ирина Викторовна   
21.05.2025 09:48

Формы реализации инновационной технологии «Утренний и Вечерний круг»Формы реализации инновационной технологии «Утренний и Вечерний круг»

И.В. Сапожникова, Воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад № 16 «Светлячок», п. Лобва

В ФГОС ДО пункт 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». [3]

«Утренний круг» — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договорится о правилах и т.д. Данная технология предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. [1]

 

В этом смысле групповой сбор в детском саду — время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор — это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. [2]

Изучив эту технологию, включили ее в работу с детьми дошкольного возраста. Целью работы сбора является ее сплочение. В ходе проведения утреннего круга решаем воспитательные задачи, которые актуальны в каждом детском коллективе. Дети учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня. Таким образом, воспитываем коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность.

Разработали структуру Утреннего круга в соответствии с возрастом детей:

  1. «Приветствие»;
  2. «Новости дня, обмен информацией»;
  3. «Дыхательная и пальчиковая гимнастика»;
  4. «Игра по теме периода»;
  5. Составление индивидуальных планов и планирование календаря важных дел группы.

Организуя Утренний круг, включаем в него игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, артикуляционные, пальчиковые, речевые, математические игры и упражнения, естественно — научные эксперименты, а также музыку, песни, стихотворения. При этом учитываем уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.

Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день. [2]

Затем — обмен новостями. Эта часть, наиболее насыщена содержанием и является одной из самых любимых частей Утреннего круга — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. При организации группового сбора новости предлагаются в свободной или «заданной» тематике. Далее проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Ну а дыхательные упражнения помогают выработать диафрагменное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. А развивая пальчики ребёнка, вы помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью.

Далее проводится игра по теме периода. Практикуем такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться: игры тренинги, словесные, театрализованные и т.д., при этом учитывается, изучаемые в настоящий момент темы по программе.

Планируется работа с календарем природы, дети закрепляют: названия дней недели, месяцев, числа месяца; времена года по их явлениям и признакам; условные обозначения при работе с календарем природы. Это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте Утренний круг начинаем с выбора ведущего – считалкой, начиная со второго дня недели. Первый день проводит воспитатель, а дети запоминают. Затем выбранный ведущий приглашает в круг ребят позывным звонком. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может музыка или музыкальные инструменты. Позывные могут быть связаны с нужной темой.

Организацию Утреннего круга заканчиваем в младшем возрасте игровой деятельностью, в средней и старшей группе планированием общих дел, а в подготовительной группе, уже дети индивидуально составляют для себя план дня.

Заканчивается Утренний сбор составлением группового плана на календаре важных дел и планирования индивидуальной работы на день. У каждого ребенка есть своя папка с карточками. Выбор карточек разнообразен для индивидуальной работы, обозначающие действия: игры; работа в компьютере; чтение сказок, работа в рабочей тетради, и т.д. На календаре важных дел отмечаем маркером основные непосредственные групповые занятия.

Вечерний круг проводим в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научится осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. [1]

Основная цель: вспомнить с детьми все самое хорошее и интересное за пройденный день, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. После обсуждения проверяем план дня и отмечаем, что было выполнено. Дети подготовительной группы оцениваю себя смайломи (плохо, хорошо, отлично).

Введены правила, карточки выбирают каждый день разные, выполненные карточки отмечают маркером. В конце недели у детей на всех карточках должны стоять метка, это означает, что ребенок выполнил все задания.

Важно помнить, что групповой сбор, будь то утренний или вечерний круг – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд воспитательных задач, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами. При системном использовании технологий: «Утренний круг», «Вечерний круг» дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Список использованных источников:

  1. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой и др., 2020 г.
  2. Свирская Л.В. «Утро радостных встреч», 2010 г. — Электронный ресурс.
  3. ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год