РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ |
Педагогика | |||
Автор: Гурова Татьяна Викторовна | |||
21.05.2025 06:08 | |||
Аннотация: В статье рассказывается о современных методах ранней профориентации дошкольников. Автор делится личным опытом работы в данном направлении. Ключевые слова: профессия, метод, профориентация. Проблема ранней профессиональной ориентации дошкольников сегодня очень актуальна. Связано это с тем, что ребенку тяжело войти в общественный мир без элементарных социальных представлений. Современные дошкольники часто затрудняются рассказать о том, кем работают их родители и с чем связана их профессиональная деятельность. Поэтому важными задачами для педагогов ДОУ в рамках профориентации воспитанников являются:
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают свои первые знания о профессиях через произведения художественной литературы, общение со взрослыми, средства массовой информации. В детском саду ребята «примеряют» на себя роль представителей тех специальностей, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни (продавец, врач, парикмахер, водитель, повар и т.д.). В стремительно развивающемся обществе к системе образования ДОУ предъявляются все более высокие требования. Именно поэтому педагогу важно найти новые, современные технологии знакомства дошкольников с миром профессий, чтобы в будущем дети легко могли сделать осознанный и самостоятельный выбор. В своей работе мы используем следующие формы и методы: 1. Сюжетно-ролевые игры. В группе периодически пополняются необходимыми атрибутами и предметами центры для игр в узнаваемые и популярные профессии – продавец, доктор, парикмахер, пожарный, полицейский. Такая деятельность стимулирует ребенка к познанию самого себя и окружающего мира, развивает интерес к профессионально-трудовой деятельности, коммуникативные навыки, самостоятельность. 2. Экскурсии. Данный метод ознакомления дошкольников с профессиями весьма эффективный, к тому же его несложно организовать. Можно проводить как традиционные экскурсии (наблюдения за трудом работников детского сада: поваров, младших воспитателей, медсестер, дворников и т.д.) так и применять современный подход – виртуальные экскурсии. С их помощью дети могут побывать в местах, недоступных для посещения в реальной жизни. Достоинство виртуального знакомства с миром профессий еще и в том, что легко привлечь к такой деятельности родителей дошкольников. Некоторые мамы и папы с удовольствием снимают небольшие видеоролики со своего места работы, которые мы оформляем в интересные презентации и затем организуем совместный просмотр с детьми. Такой метод работы интересен дошкольникам и всегда вызывает положительные эмоции. 3. Проектная деятельность. Включает в себя несколько последовательных этапов:
4. Мастерские. Подразумевает создание специальной развивающей среды для знакомства детей с особенностями различных профессий. Например, в нашей группе есть мастерская «Строители», где мы собрали конструкторы, предметы и игрушки для погружения в профессии бульдозериста, архитектора, крановщика, плотника, маляра-штукатура и т.п. А мастерская «Спасатели» представлена атрибутами и пособиями для ознакомления с профессиями пожарного, полицейского, медицинских работников. 5. Тематические праздники. Данный метод работы для профориентации дошкольников подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и их родителей. Ко Дню Матери мы проводим мероприятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны», на день отца – «Самый смелый и сильный». Все с радостью участвуют в создании стенгазет, фотоальбомов и наглядных пособий с иллюстрациями разных профессий. Если это возможно, то просим родителей принести спецодежду и рабочий инвентарь и рассказать дошкольникам об особенностях своей трудовой деятельности. В заключение отметим, что уже в детском саду важно формировать представления о труде и особенностях разных профессий. Необходимо в интересной и увлекательной форме преподносить дошкольникам материал, чтобы дети могли осмысленно анализировать профессиональную сферу и в будущем без проблем выбирали работу близкую по душе. Список информационных источников Методическая литература:
Электронные ресурсы: 1. Доклад из опыта работы «Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательное развитие». URL: https: //infourok. ru/doklad-iz-opita-raboti-sovremennie-podhodi-k-ranney-proforientacii-starshih-doshkolnikov-cherez-poznavatelnoe-razvitie-3113781. html (дата обращения: 08. 11. 2022).
|