Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные процессы в дошкольной образовательной организации
Педагогика
Автор: Андреева Наталья Олеговна   
13.05.2025 11:15

Инновационные процессы в дошкольной образовательной организацииИнновационные процессы в дошкольной образовательной организации

Андреева Наталья Олеговна

Современная дошкольная образовательная организация обязана осуществлять новые проекты, которые могли бы удовлетворить не только активные социальные ожидания, но и интересы воспитанников, поскольку детский сад обязан создавать для своих воспитанников климат безопасности и достаточного комфорта, а также возможность всестороннего развития всех имеющихся творческих способностей. Она относится к профессиональной компетентности современного педагога.

Результатом инновационных процессов в дошкольной образовательной организации является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.

Введение инноваций подразумевает, как правило, переход на новую комплексную программу. Либо это появление приоритетного направления (дошкольная образовательная организация с физкультурно-оздоровительным направлением и художественно-эстетическим).

 

Переход связан с рядом преобразований:

  • изменение территории (например, организация специализированных спортивных площадок, футбольного поля, волейбольно-баскетбольной площадки и т. д.);
  • открытие новых кабинетов оздоровительной направленности (массажного, физиотерапии, фитобара, лечебной физкультуры);
  • введение новых штатных единиц медицинских работников;
  • создание (в случае нескольких приоритетных направлений) студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественному труду и т. д.;
  • организация дополнительного образования (по изобразительному искусству – изо, театру, художественному труду) с введением дополнительных штатных единиц педагогов;
  • апробация авторских парциальных программ, технологий и методик;
  • введение инновационных педагогических технологий.

В. Г. Гульчевская выделяет технологии развивающего обучения – игровые технологии, такие, как: сюжетные игры, игры-драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии), игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).

Игровая технология обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.

Коммуникативно-диалоговые технологии: проблемная дискуссия; дискуссия-диалог; межгрупповой диалог ( «аквариумное обсуждение»); дискуссия с игровым моделированием; направленный диалог; дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция», «Дебаты».

Под технологиями проблемного обучения понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: создание проблемных ситуаций; обучение детей в процессе решения проблем; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения состоит в следующем:

  • ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка проблемы;
  • дробление проблемы на отдельные задачи;
  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
  • анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

Среди педагогических технологий личностно-ориентированного обучения широкое распространение получили технологии проектного обучения, обучения в сотрудничестве и технология портфолио.

«Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Ученые С. И. Краснов, Р. Г. Каменский выделяют три типа проектов:

  • исследовательские — преобразуют пространство духовной культуры;
  • социальные – преобразуют материальный мир и отношения между людьми;
  • образовательные — преобразуют сознание отдельного человека

Все три типа проектов успешно реализуются как в образовательном процессе образовательных организаций, так и социальных практиках.

«Обучение в сотрудничестве (или обучение в малых группах, обучение в команде) – это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам».

Существенное значение технология портфолио придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов.

Портфолио достижений представляет собой коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Такое портфолио может стать альтернативным по отношению к традиционным формам и способом оценивания образовательного результата. В этом случае портфолио помогает педагогу:

  • проследить индивидуальный прогресс обучающегося,

достигнутый им в процессе получения образования;

  • оценить образовательные достижения с использованием других форм контроля.

Отдельное место в данной категории занимают технологии воспитания, здоровьесберегающие и информационные технологии реализации образовательной деятельности.

Здоровьесберегающая образовательная технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Здоровьесберегающие (здоровьеразвивающие) технологии реализуются на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Информационные технологии (по Г. К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Информационные технологии обучения или информационно-коммуникативные технологии — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Они развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Таким образом, инновационные педагогические технологии могут радикально перестроить образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения новых педагогических технологий – дать почувствовать детям радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год