Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Современные форматы поддержки педагогов в развитии инклюзивной практики»
Педагогика
Автор: Лимонцева Галина Викторовна Шовадаева Мария Ивановна   
18.05.2025 10:51

«Современные форматы поддержки педагогов в развитии инклюзивной практики»«Современные форматы поддержки педагогов в развитии инклюзивной практики»

Сегодня инклюзивное образование –это неотъемлемая часть социальной реальности, норма современного общества. Создание атмосферы равенства и принятия для всех детей, независимо от их особенностей, требует от педагогов не только высокой квалификации, но и постоянного профессионального развития. Своевременная методическая поддержка педагогов в вопросах инклюзии является ключевым фактором успеха в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Традиционные формы повышения квалификации, такие как лекции и семинары, безусловно, важны, но зачастую они не дают педагогам достаточного практического опыта и не способствуют обмену знаниями. Важно предоставить им эффективные разнообразные инструменты и форматы поддержки, которые помогут успешно реализовывать инклюзивную практику. В этой статье мы рассмотрим современные подходы к работе с педагогами, ориентированные на развитие их компетенций в вопросах инклюзивного образование.

 

К современным эффективным подходам можно отнести следующие формы работы: митап (от англ. «meet up»«встреча»), кейс-стади (от англ. «case study»«изучение случая»), творческие группы и методические объединения, воркшоп-интенсив (от англ. «workshop» -мастер-класс), диалоговый семинар.

1. Митап — это неформальная краткосрочная встреча, объединяющая педагогов и специалистов образовательного учреждения (логопедов, дефектологов, психологов и др.) для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и поиска конструктивных решений воспитания, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП).

Направленность: оперативное решение проблемной ситуации.

В контексте инклюзивной практики, митапы могут быть посвящены вопросам взаимодействия педагогов со специалистами для обеспечения комплексного подхода к развитию и образованию детей с ООП; организации инклюзивного образования детей в группе (классе); адаптации образовательной программы и учебных материалов, включая разработку индивидуальных образовательных маршрутов; оценке эффективности инклюзивной практики и внесению необходимых корректировок в образовательный процесс.

Преимущества:

  • оперативное реагирование на новые вызовы: митапы позволяют быстро реагировать на возникающие проблемные ситуации в практике педагога, совместно обсуждать актуальные вопросы и находить эффективные решения в условиях меняющейся образовательной среды;
  • практическая направленность: неформальная обстановкасоздает атмосферу доверия и открытости, способствует активному обмену опытом;
  • индивидуальная поддержка и обратная связь: предоставление персональных консультаций и рекомендаций.

2. Кейс-стади — анализ конкретногослучая из практики работы педагогов по определенному алгоритму.

Направленность: поэтапная детальная проработка проблемной ситуации.

В рамках инклюзивной практики форма кейс-стади обеспечивает возможность детального анализа сложных ситуаций, возникающих при обучении и воспитании ребенка (детей).

Алгоритм работы:

  1. Представление кейса: ознакомление с описанием ситуации.
  2. Анализ кейса: анализ ситуации, выявление проблемы, определение причины ее возникновения.
  3. Выработка решений: разработка различных вариантов решения проблемы, оценка преимуществ и рисков.
  4. Принятие решения: совместный выбор оптимального решения и разработка плана его реализации.
  5. Рефлексия: выводы и обсуждениепо дальнейшемуприменению полученных знаний в профессиональной деятельности.

Преимущества:

  • развитие навыков анализа образовательных ситуаций и определения потребностей учащихся с ООП; умения выявлять причины и следствия;
  • развитие навыков принятия решений: умение разрабатывать и оценивать различные варианты решений, выбирать оптимальное;
  • развитие критического мышления: выявление противоречий и поиск альтернативных точек зрения на педагогические проблемы;
  • создание коллективного знания: объединение опыта и знаний участников для решения сложных проблем.

3. Творческие группы и методические объединения — служат платформойдля создания доступной инклюзивной образовательной среды, в которой педагоги совместно разрабатывают инновационные методики и решения, обеспечивающие равные возможности для обучения и развития всех обучающихся.

Направленность: методическое обеспечение образовательного процесса практическими материалами для детей с ООП.

В контексте инклюзивной практики, работа в творческих группах и методических объединениях направлена на разработку, адаптацию и внедрение практических материалов, учитывающих индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Это позволяет обеспечить их полноценное участие в образовательном процессе и достижение максимально возможных результатов.

Преимущества:

  • создание сплоченной команды единомышленников;
  • развитие soft skills, навыков сотрудничества;
  • повышение профессиональной компетентности.

4. Воркшоп-интенсив — это формат активного обучения педагогов, представляющий собой интенсивное погружение в конкретную тему или навык. Он сочетает в себе элементы практической мастерской и интенсивного тренинга, обеспечивая максимальное вовлечение участников и быстрый результат.

Направленность: обучение педагогов практическим методам и приемам, необходимым для решения профессиональных задач в области воспитания и обучения детей.

В контексте инклюзивной практики воркшоп-интенсивпозволяет педагогамприобрести конкретные практические навыки; освоить техники, методы и инструменты, необходимые для решения профессиональных задач, а также создать банк практических инструментов и ресурсов.

Преимущества:

  • практическая направленность: отработка конкретных навыков и инструментов, необходимых для успешной реализации инклюзивной практики;
  • интерактивность: активные методы обучения способствуют лучшему усвоению материала и вовлеченности участников;
  • создание ресурсной базы: участники получают доступ к практическим материалам, инструментам, которые могут быть использованы в дальнейшей работе;
  • взаимообучение: педагоги делятся своим опытом и знаниями, помогая друг другу развивать свои компетенции.

5. Диалоговый семинар –это форма обучения, в основе которой лежит активное взаимодействие участников, обсуждение проблемных вопросов посредством диалога. В педагогической практике он становится все более востребованным благодаря своей способности вовлекать, стимулировать критическое мышление и способствовать более глубокому осмыслению теоретических концепций через их обсуждение и применение к практическим ситуациям.

Направленность: получение новых знаний, обмен мнениями по вопросам создания поддерживающей и вдохновляющей инклюзивной среды в образовательном учреждении.

Диалоговый семинар в педагогической практике направлен наознакомление с различными моделями и стратегиями инклюзивной практики в образовательной среде; совершенствовании компетенций педагогов в области инклюзивного образования, включая знание о различных видах особых образовательных потребностей и специальных методах и приемах работы с детьми разных нозологий; формирование собственной позиции и навыков профессиональной рефлексии; осознание своих убеждений, ценностей и принципов в педагогической деятельности; умение эффективно вести диалог.

Преимущества диалогового семинара:

  • развитие коммуникативных навыков: умение слушать, говорить, убеждать и находить компромиссы;
  • многогранность взглядов: разнообразие мнений и опыта участников позволяет увидеть инклюзию с разных сторон, расширяя понимание и разрушая стереотипы;
  • личное вовлечение: активное участие в обсуждении способствует более глубокому осмыслению и принятию инклюзивных ценностей;
  • расширение профессиональных горизонтов: знакомство с новыми исследованиями и тенденциями в области образования.

Современные форматы поддержки педагогов в развитии инклюзивной практики предоставляют широкие возможности для профессионального роста и совершенствования. Они позволяет получить новые знания, научиться применять их на практике, что способствует повышению эффективности их работы и улучшению качества образования. Только в этом случае можно создать эффективную систему поддержки, которая поможет педагогам успешно реализовывать инклюзивный подход в образовании и создавать равные возможности для всех детей.

Литература:

  1. Акулова С. П. Инновационные технологии в дошкольном образовании: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 144 с.
  2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Давыдова О. И. Инновационные технологии в дошкольном образовании: активные формы работы с родителями. / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 128 с.
  4. Мастерство коммуникации. Программа по развитию коммуникативной компетентности педагогов как составляющей профессиональной компетенции / авт. -сост. Г. В. Лимонцева. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2022. — 175 с.
  5. Митап: Построение креативных команд. Электронный ресурс: https://www. litres. ru/podcast/vyacheslav-suhanov-3244/mitap-postroenie-kreativnyh-komand-maksim-bolonkin-68878187/

Инклюзивное образование стало нормой современного общества. (Подчеркивает, что это больше не просто тенденция, а устоявшаяся практика.)

Современное общество интегрировало инклюзивное образование в свою систему. (Подчеркивает процесс интеграции и признание инклюзии.)

Инклюзивное образование — ключевая характеристика современной образовательной системы. (Подчеркивает важность инклюзии для текущего состояния образования.)

Сегодня инклюзивное образование — неотъемлемая часть социальной реальности. (Подчеркивает связь инклюзии с обществом в целом.)

Создание инклюзивной среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, безопасно и имеет возможность раскрыть свой потенциал, достигается за счет:

  • использования специальных образовательных технологий и методик: обеспечение доступа к образованию для детей с различными образовательными потребностями.
  • создания безбарьерной среды: обеспечение физической доступности и комфорта для всех детей.
  • формирования принимающего отношения в коллективе: создание атмосферы уважения и понимания между детьми и взрослыми.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год