Мастер-класс для родителей и педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС» |
Педагогика | |
Автор: Гарифуллина Раиля Рамилевна Сафина Алина Мударисовна Бурмакина Елена Александровна | |
06.05.2025 09:23 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Умка» г. Альметьевска Составили и провели
г.Альметьевск, Р.Т. 2025г Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи:
Участники мастер-класса: воспитатели и родители Содержание:
Ход мастер-класса: Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности. Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли на занятие, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) Я вас понимаю. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.) Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать» Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будут показаны в виде сказки. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме И сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. -А с каким персонажем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Загадка: Я с бала королевского Однажды убегала И туфельку хрустальную Случайно потеряла (звучит мелодия из мультфильма) Жила-была Золушка. Была она очень доброй, трудолюбивой и любознательной. Однажды король пригласил своих подданных на бал, но злая мачеха решила, что Золушке там появляться не зачем, поэтому она задала ей очень трудную работу: мачеха смешала в одной чашке соль с перцем и приказала Золушке, чтобы к утру эти специи любым способом были разложены по разным мискам. Золушка очень расстроилась и решила убежать в лес. Ей было очень грустно, она собирала цветы и думала о том, что ей ни за что в жизни не выполнить задание мачехи, как вдруг увидела, что неподалеку течет река. Золушке захотелось рассмотреть реку поближе. Подойдя к речке она увидела, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это были рыбки, которые резвились на солнышке. А рыбки, увидев Золушку, ни сколько её не испугались и попытались всем своим видом успокоить девочку. Опыт №1. «Рыбки» ь Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки или мелкие кусочки пластилина. Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Почему пластилин (виноград) падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно. На пути у Золушки появился волшебный мост. Как через него перебраться? Ведь этот мост просто так не пройти. Давайте вместе с вами проведём следующий эксперимент: Опыт№2 «Рекордный вес» У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, Что случилось с мостиком? (бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз). Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим фигурку снова — что теперь произошло? (ура гармошка держит вес фигурки). И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей) Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Стоя на мосточке, Золушка увидела, что на другой стороне реки, около берега, росли загадочные цветы, их было много, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и девочка увидела, как они распускаются. Опыт №3 Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутим лепестки к центру. А теперь опустим кувшинки на воду, налитую в чашку. Что происходит? (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться). Какой вывод мы сможем с вами сделать? Почему лепестки стали раскрываться? Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Золушка полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Золушка спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. Стоя под деревом, она думала, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно! -Давайте поможем Золушке понять — как идет дождь? Опыт№4 (тучка с дождём) (звучит звук дождя) Для этого нам понадобится:
Ход:
прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть она. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу. а пена — это облако! 3. Краску размешаем с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капнем на слой пены для бритья и ждем чуда! -Какой вывод можно сделать? Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь — это вода, выпадающая из облаков на землю. Дождик закончился. Выглянуло солнышко. И вместе с солнышкомпоказалась радуга. Опыт № 5 «Радуга в стакане»
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу. Золушка полюбовалась радугой и успокоившись, решила возвратиться домой. А дома её уже ждал верный друг Паж, который помог девочке справиться с трудным заданием мачехи. Опыт № 6 «Поможем Золушке» Оборудование: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер. Опыт: На бумажное полотенце высыпаем перец и соль и тщательно их перемешиваем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Для этого мы надуваем небольшой воздушный шарик. Потрем его о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Что происходит? (Перец липнет к шарику, а соль останется на столе.) Это еще один пример действия статического электричества. Когда потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. Золушке очень понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё еще осталось очень много вопросов, на которые теперь она будет искать ответы со своим другом мальчиком Пажем. Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Благодарю вас за внимание.
|