Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для родителей и педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Педагогика
Автор: Гарифуллина Раиля Рамилевна Сафина Алина Мударисовна Бурмакина Елена Александровна   
06.05.2025 09:23

Мастер-класс для родителей и педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»Мастер-класс для родителей и педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Умка» г. Альметьевска

Составили и провели

  • старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №8 «Умка» Гарифуллина Р.Р.,
  • старший воспитатель Сафина А.М.
  • Бурмакина Е.А. воспитатель

г.Альметьевск, Р.Т. 2025г

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
  • Развивать творческие способности участников мастер-класса.
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Участники мастер-класса: воспитатели и родители

Содержание:

  1. Определение понятия детское экспериментирование.
  2. Совместное проведение экспериментирования.
  3. Выводы.
  4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»

Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будут показаны в виде сказки. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме И сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Я с бала королевского Однажды убегала И туфельку хрустальную Случайно потеряла

(звучит мелодия из мультфильма)

Жила-была Золушка. Была она очень доброй, трудолюбивой и любознательной. Однажды король пригласил своих подданных на бал, но злая мачеха решила, что Золушке там появляться не зачем, поэтому она задала ей очень трудную работу: мачеха смешала в одной чашке соль с перцем и приказала Золушке, чтобы к утру эти специи любым способом были разложены по разным мискам. Золушка очень расстроилась и решила убежать в лес. Ей было очень грустно, она собирала цветы и думала о том, что ей ни за что в жизни не выполнить задание мачехи, как вдруг увидела, что неподалеку течет река. Золушке захотелось рассмотреть реку поближе. Подойдя к речке она увидела, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это были рыбки, которые резвились на солнышке. А рыбки, увидев Золушку, ни сколько её не испугались и попытались всем своим видом успокоить девочку.

Опыт №1. «Рыбки» ь

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки или мелкие кусочки пластилина. Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин (виноград) падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

На пути у Золушки появился волшебный мост. Как через него перебраться? Ведь этот мост просто так не пройти.

Давайте вместе с вами проведём следующий эксперимент:

Опыт№2 «Рекордный вес»

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, Что случилось с мостиком? (бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз). Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим фигурку снова — что теперь произошло? (ура гармошка держит вес фигурки). И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Стоя на мосточке, Золушка увидела, что на другой стороне реки, около берега, росли загадочные цветы, их было много, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и девочка увидела, как они распускаются.

Опыт №3

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутим лепестки к центру. А теперь опустим кувшинки на воду, налитую в чашку. Что происходит? (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться).

Какой вывод мы сможем с вами сделать? Почему лепестки стали раскрываться?

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Золушка полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Золушка спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. Стоя под деревом, она думала, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Золушке понять — как идет дождь?

Опыт№4 (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Для этого нам понадобится:

  1. Стакан (можно взять банку).
  2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.
  3. Вода.
  4. Краска гуашевая (синий или голубой).
  5. Пипетка.

Ход:

  1. В стакан мы с вами нальем воду, в целях экономии времени, но не доливаем до краев, оставим место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).
  2. Сверху воды, аккуратно выдавим из флакона пену для бритья или мус (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть она. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешаем с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капнем на слой пены для бритья и ждем чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь — это вода, выпадающая из облаков на землю.

Дождик закончился. Выглянуло солнышко. И вместе с солнышкомпоказалась радуга.

Опыт № 5 «Радуга в стакане»

  1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
  2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
  3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
  4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
  5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Золушка полюбовалась радугой и успокоившись, решила возвратиться домой. А дома её уже ждал верный друг Паж, который помог девочке справиться с трудным заданием мачехи.

Опыт № 6 «Поможем Золушке»

Оборудование: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Опыт: На бумажное полотенце высыпаем перец и соль и тщательно их перемешиваем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно!

Для этого мы надуваем небольшой воздушный шарик. Потрем его о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца.

Что происходит? (Перец липнет к шарику, а соль останется на столе.)

Это еще один пример действия статического электричества.

Когда потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Золушке очень понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё еще осталось очень много вопросов, на которые теперь она будет искать ответы со своим другом мальчиком Пажем.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Благодарю вас за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год