Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание условий для развития позитивной социализации дошкольников
Педагогика
Автор: Коротченко Анжела Владимировна Мелещенко Светлана Яковлевна Сидиропуло Ксения Николаевна   
01.05.2025 17:42

Создание условий для развития позитивной социализации дошкольниковСоздание условий для развития позитивной социализации дошкольников

Одной из актуальных проблем в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка остается социализация. Дошкольное детство важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания основы человеческой культуры.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Социализация детей достаточно длительный и многоплановый процесс, который очень важен для гармоничного вхождения ребёнка в общество. Показатели успешного социального развития дошкольника – сформированные умения действовать совместно с другими, следовать и уступать общественным нормам, контролировать свои желания.

Одним из требований ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации и личностного развития дошкольников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Позитивная социализация – это умение ребенка эмоционально и практически взаимодействовать с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), выстраивать свое поведение и деятельность с учетом их потребностей и интересов, положительно относиться к себе и другим людям.

Цель позитивной социализации – освоение дошкольниками первоначальных представлений о социальных нормах и правилах взаимоотношений о сверстниками и взрослыми и включение их в систему социальных отношений общества.

Составляющие позитивной социализации:

  • эмоциональное благополучие ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей наличие положительных эмоций и т.п.)
  • положительное отношение к окружающим людям
  • коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции
  • развитие социальных навыков детей – готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Рассмотрим составляющие позитивной социализации подробнее.

1. Эмоциональное благополучие ребенка. В работе педагогов детского сада особое внимание уделяется развитию эмоционального мира детей, начиная со знакомства с эмоциями и далее, овладением способам эффективного и социально-приемлемого выхода негативных чувств. Ведь, основной проблемой детей является неумение контролировать себя и неспособностью продуктивно взаимодействовать с окружающими.

Дети с повышенной тревожностью, низкой самооценкой, неуверенностью, высоким уровнем агрессивности требуют от взрослых особого внимания, принятия и понимания.

Техники арттерапии, лепка из пластилина и глины, динамичные игры, музыкотерапия, танцы, используемые педагогами с детьми, отлично развивают эмоциональную сферу, способствуют раскрытию творческого потенциала и повышению самооценки.

Особый эмоциональный отклик у детей имеет сказкотерапия. Основные возможности сказкотерапиии многогранны. Это и совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, развитие творческих способностей и адаптивных навыков. Именно в сказке ребенок черпает основы добра и зла, радости и печали, гордости и смелости. Глазами персонажей можно почувствовать огромную эмоциональную палитру, учиться фантазировать, проигрывать трудные ситуации и искать правильные и достойные выходы из них.

Эмоциональному комфорту дошкольников способствует также построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии.

2. Положительное отношение к окружающим людям. Необходимым условием успешной позитивной социализации является создание положительного отношения к детям, доброжелательной атмосферы в группе, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Использование в работе педагогов игр для сплочения детского коллектива предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, учитывать индивидуальные особенности сверстников, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.

3. Коммуникативная компетентность. Коммуникативные способности человека формируются и наиболее интенсивно развиваются в раннем детстве. Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения в детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем. Психологические упражнения, решение пролемно-практических ситуаций вместе с детьми помогают сформировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей.

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя, под его руководством и наставничестве.

4. Развитие социальных навыков детей. Развитие социальных навыков в дошкольном возрасте представляет собой стратегическую инвестицию в будущее общества. Эти навыки не только формируют основы для успешной социальной адаптации, но и способствуют развитию критического мышления, эмпатии, а также умения работать в коллективе. Кроме того, установление здоровых социальных связей на раннем этапе жизни может содействовать лучшему психическому здоровью и повысить уровень общественной гармонии.

Ролевые игры, игры с правилами, музыкальные и театральные игры в детском саду представляют собой не только игровой процесс, но и настоящий мастер-класс в формировании социальных навыков у детей.

Говоря о социальных навыках, нельзя не отметить неоспоримую роль семьи. Семья — это первая школа отношений с людьми, с морально-психологическим климатом, влияние которого, несомненно сказывается на поведении ребенка, его отношении к миру, приобретении жизненного опыта. Поэтому важную роль в развитии социализации играют активное взаимодействие, консультирование, просвещение родителей, с целью повышения уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми.

Подводя итог можно сказать, что регулярное использование в работе педагогов дошкольных организаций вышеперечисленных форм и методов помогает создать условия для развития позитивной социализации дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 15 (377) выйдет
30 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год