Создание условий для развития позитивной социализации дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Коротченко Анжела Владимировна Мелещенко Светлана Яковлевна Сидиропуло Ксения Николаевна | |||
01.05.2025 17:42 | |||
Одной из актуальных проблем в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка остается социализация. Дошкольное детство важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания основы человеческой культуры. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социализация детей достаточно длительный и многоплановый процесс, который очень важен для гармоничного вхождения ребёнка в общество. Показатели успешного социального развития дошкольника – сформированные умения действовать совместно с другими, следовать и уступать общественным нормам, контролировать свои желания. Одним из требований ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации и личностного развития дошкольников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Позитивная социализация – это умение ребенка эмоционально и практически взаимодействовать с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), выстраивать свое поведение и деятельность с учетом их потребностей и интересов, положительно относиться к себе и другим людям. Цель позитивной социализации – освоение дошкольниками первоначальных представлений о социальных нормах и правилах взаимоотношений о сверстниками и взрослыми и включение их в систему социальных отношений общества. Составляющие позитивной социализации:
Рассмотрим составляющие позитивной социализации подробнее. 1. Эмоциональное благополучие ребенка. В работе педагогов детского сада особое внимание уделяется развитию эмоционального мира детей, начиная со знакомства с эмоциями и далее, овладением способам эффективного и социально-приемлемого выхода негативных чувств. Ведь, основной проблемой детей является неумение контролировать себя и неспособностью продуктивно взаимодействовать с окружающими. Дети с повышенной тревожностью, низкой самооценкой, неуверенностью, высоким уровнем агрессивности требуют от взрослых особого внимания, принятия и понимания. Техники арттерапии, лепка из пластилина и глины, динамичные игры, музыкотерапия, танцы, используемые педагогами с детьми, отлично развивают эмоциональную сферу, способствуют раскрытию творческого потенциала и повышению самооценки. Особый эмоциональный отклик у детей имеет сказкотерапия. Основные возможности сказкотерапиии многогранны. Это и совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, развитие творческих способностей и адаптивных навыков. Именно в сказке ребенок черпает основы добра и зла, радости и печали, гордости и смелости. Глазами персонажей можно почувствовать огромную эмоциональную палитру, учиться фантазировать, проигрывать трудные ситуации и искать правильные и достойные выходы из них. Эмоциональному комфорту дошкольников способствует также построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии. 2. Положительное отношение к окружающим людям. Необходимым условием успешной позитивной социализации является создание положительного отношения к детям, доброжелательной атмосферы в группе, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка. Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Использование в работе педагогов игр для сплочения детского коллектива предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, учитывать индивидуальные особенности сверстников, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели. 3. Коммуникативная компетентность. Коммуникативные способности человека формируются и наиболее интенсивно развиваются в раннем детстве. Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения в детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем. Психологические упражнения, решение пролемно-практических ситуаций вместе с детьми помогают сформировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей. В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя, под его руководством и наставничестве. 4. Развитие социальных навыков детей. Развитие социальных навыков в дошкольном возрасте представляет собой стратегическую инвестицию в будущее общества. Эти навыки не только формируют основы для успешной социальной адаптации, но и способствуют развитию критического мышления, эмпатии, а также умения работать в коллективе. Кроме того, установление здоровых социальных связей на раннем этапе жизни может содействовать лучшему психическому здоровью и повысить уровень общественной гармонии. Ролевые игры, игры с правилами, музыкальные и театральные игры в детском саду представляют собой не только игровой процесс, но и настоящий мастер-класс в формировании социальных навыков у детей. Говоря о социальных навыках, нельзя не отметить неоспоримую роль семьи. Семья — это первая школа отношений с людьми, с морально-психологическим климатом, влияние которого, несомненно сказывается на поведении ребенка, его отношении к миру, приобретении жизненного опыта. Поэтому важную роль в развитии социализации играют активное взаимодействие, консультирование, просвещение родителей, с целью повышения уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми. Подводя итог можно сказать, что регулярное использование в работе педагогов дошкольных организаций вышеперечисленных форм и методов помогает создать условия для развития позитивной социализации дошкольников.
|