ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Ермоленко Елена Николаевна | |||
30.04.2025 07:10 | |||
Е. Н.Ермоленко МБДОУ «Детский сад №335 г.Челябинска», Россия С начала жизненного пути ребенок участвует в процессе социального взаимодействия. Первичный опыт общения ребенок приобретает еще до того, как обрел способность воспроизводить звуки. Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством освоения социально — ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта, принятых правил и норм поведения [3]. В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и «воспитание». Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени его адаптации к жизни в обществе. Ребенок с ОВЗпостепенно совершенствуется под влиянием окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за свои действия.
В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими, эффективно и грамотно решающий поставленные задачи. Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к самореализации и социально ответственному поведению. Именно встаршем дошкольном возрасте ребенокберет свое начало процесс социализации личности ребенка. Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей, предметов и явлений природы [1]. Инновационные процессы, происходящие в системе образования, в первую очередь направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции каждого из детей. Именно в этом возрасте реализуется начальный адаптационный период социальной жизни человека [4]. В период старшего дошкольного возрастау детей с ОВЗсоциальное окружение способствует формированию системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это предопределяет стиль жизни и жизненный план человека. Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей навыков, нужных для адекватного поведения в обществе, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка В процессе становления личности старшего дошкольниказаметную роль играют разнообразные виды творческой деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в любой сфере деятельности. Существует один из необычных видов творческой деятельности, который помогает социализировать и развивать личность детей старшего дошкольного возраста. Этот вид творческой деятельности, называется техникаСтринг – арт. Данный вид творчества родился в Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные картины. String (Стринг) с английского переводится как «струна» или «веревка», то есть String Art (Стринг – Арт) можно перевести с английского, как «искусство ниток, струн» [2]. Ведь действительно, если присмотреться, нитки напоминают натянутые струны. С помощью этой техники можно получить как простой, так и сложный рисунок. Рисунок в этой технике получается с помощью обматывания нити вокруг гвоздей, которые расположены по определенному контуру, прибитыми на твердую поверхность. Ребенок, увидевший эту технику, сразу задается вопросом — как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов, на самом деле это все просто и легко. Рассмотрим последовательность этапов работы над рисунком. Прежде чем заниматься данной техникой с ребенком, на первом этапе мы должны выбрать тематику. И эта тема зависит от содержания рабочей программы. Для каждой темы можно подобрать свой рисунок и выполнить по нему работу. На втором этапе для работы нужно приготовить твердую поверхность т.е. доску, на которой дети обводят контур рисунка выбранной картинки. С помощью этого приема мы не только развиваем у детей мелкую моторику и внимание, но и прививаем желание трудиться. Следующий этап – подготовка рабочей поверхности к творческой деятельности. По контуру рисунка набиваем молотком маленькие гвоздики, в этом нам помогают родители. Для выполнения рисунка дети с помощью педагога подбирают нити различного цвета и разной толщины. На этом этапе мы развиваем у детей позитивный настрой, тактильно-двигательное восприятие. Дети на ощупь определяют толщину нитки, называют ее цвет. После того как нарисован контур, прибиты гвозди на доску, выбраны нити по цвету и толщине, можно приступить к четвертому этапу, в котором мы показываем последовательность формирования рисунка. Первое что мы делаем — это привязываем нить к любому гвоздику. Далее мы берем нить в руки и начинаем натягивать нитку от одного гвоздя к другому в заданном направлении. До той плотности пока у нас не получится рисунок. При этом учитель контролирует, и если нужно помогает ребенку в работе. На этом этапе мы развивает у детей работоспособность, тактильное восприятие, мелкую моторику, усидчивость. Эта техника проста для детей тем, что здесь не нужно соблюдать определенных схем, а просто по своему желанию ребенок натягивает нить так как ему захочется. И у него всегда получится красивый рисунок. Плетение привлекает детей своим результатом. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками работы, которую можно подарить родителям и близким. Появляется уверенность в своих силах. Результаты использования техники Стринг — арт у детей с ОВЗ показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьмии помогает социализироваться и развиваться как личности. Навыки работы с учетом определенных правил, выполнение инструкций педагога формирует необходимый фундамент для формирования и развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и является залогом будущей успешной учебной деятельности. Техника Стринг –арт приучаетдетей с ОВЗ быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к сверстникам. У детей формируются воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой деятельностью, дети находятся в обстановке игры. Процесс социализации доверительной в игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению учащихся. Овладение навыками творческой деятельности тесно связано с развитием волевых качеств личности ребенка, развиваетэмоционально – волевую сферу, образное мышление и воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата. У ребенка, занимающегосятворчеством крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно формируются социальные контакты, воспитывается чувство самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, в других условиях кажущимися непреодолимыми. В рамках организации коллективных форм сотворчества у детей с ОВЗ начинает формироваться умение договариваться со сверстниками, а также такие качества, как взаимопомощь, терпимость и адекватное отношение к результатам труда других детей. Творческие способности детей старшего дошкольного сОВЗ – это индивидуальные качества, предопределяющие успешностьосуществления всей его деятельности. Творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ для детейс ОВЗ сцелью их социализации. Это может быть:
- театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок). Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность в своих силах. Таким образом, в процессе овладения навыками творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, формируется богатый спектр эмоций, развиваются коммуникативные навыки, что в конечном итоге способствует накоплению социального опыта и дальнейшей социализации и адаптации детей. Список литературы:
|