Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Педагогика
Автор: Ермоленко Елена Николаевна   
30.04.2025 07:10

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Е. Н.Ермоленко МБДОУ «Детский сад №335 г.Челябинска», Россия

С начала жизненного пути ребенок участвует в процессе социального взаимодействия. Первичный опыт общения ребенок приобретает еще до того, как обрел способность воспроизводить звуки. Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством освоения социально — ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта, принятых правил и норм поведения [3].

В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и «воспитание».

Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени его адаптации к жизни в обществе. Ребенок с ОВЗпостепенно совершенствуется под влиянием окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за свои действия.

 

В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими, эффективно и грамотно решающий поставленные задачи.

Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к самореализации и социально ответственному поведению. Именно встаршем дошкольном возрасте ребенокберет свое начало процесс социализации личности ребенка. Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей, предметов и явлений природы [1].

Инновационные процессы, происходящие в системе образования, в первую очередь направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции каждого из детей. Именно в этом возрасте реализуется начальный адаптационный период социальной жизни человека [4].

В период старшего дошкольного возрастау детей с ОВЗсоциальное окружение способствует формированию системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это предопределяет стиль жизни и жизненный план человека.

Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей навыков, нужных для адекватного поведения в обществе, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка

В процессе становления личности старшего дошкольниказаметную роль играют разнообразные виды творческой деятельности.

Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в любой сфере деятельности.

Существует один из необычных видов творческой деятельности, который помогает социализировать и развивать личность детей старшего дошкольного возраста. Этот вид творческой деятельности, называется техникаСтринг – арт.

Данный вид творчества родился в Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные картины.

String (Стринг) с английского переводится как «струна» или «веревка», то есть String Art (Стринг – Арт) можно перевести с английского, как «искусство ниток, струн» [2].

Ведь действительно, если присмотреться, нитки напоминают натянутые струны. С помощью этой техники можно получить как простой, так и сложный рисунок.

Рисунок в этой технике получается с помощью обматывания нити вокруг гвоздей, которые расположены по определенному контуру, прибитыми на твердую поверхность.

Ребенок, увидевший эту технику, сразу задается вопросом — как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов, на самом деле это все просто и легко.

Рассмотрим последовательность этапов работы над рисунком.

Прежде чем заниматься данной техникой с ребенком, на первом этапе мы должны выбрать тематику. И эта тема зависит от содержания рабочей программы. Для каждой темы можно подобрать свой рисунок и выполнить по нему работу.

На втором этапе для работы нужно приготовить твердую поверхность т.е. доску, на которой дети обводят контур рисунка выбранной картинки. С помощью этого приема мы не только развиваем у детей мелкую моторику и внимание, но и прививаем желание трудиться.

Следующий этап – подготовка рабочей поверхности к творческой деятельности. По контуру рисунка набиваем молотком маленькие гвоздики, в этом нам помогают родители.

Для выполнения рисунка дети с помощью педагога подбирают нити различного цвета и разной толщины. На этом этапе мы развиваем у детей позитивный настрой, тактильно-двигательное восприятие. Дети на ощупь определяют толщину нитки, называют ее цвет.

После того как нарисован контур, прибиты гвозди на доску, выбраны нити по цвету и толщине, можно приступить к четвертому этапу, в котором мы показываем последовательность формирования рисунка.

Первое что мы делаем — это привязываем нить к любому гвоздику. Далее мы берем нить в руки и начинаем натягивать нитку от одного гвоздя к другому в заданном направлении. До той плотности пока у нас не получится рисунок. При этом учитель контролирует, и если нужно помогает ребенку в работе. На этом этапе мы развивает у детей работоспособность, тактильное восприятие, мелкую моторику, усидчивость.

Эта техника проста для детей тем, что здесь не нужно соблюдать определенных схем, а просто по своему желанию ребенок натягивает нить так как ему захочется. И у него всегда получится красивый рисунок. Плетение привлекает детей своим результатом. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками работы, которую можно подарить родителям и близким. Появляется уверенность в своих силах.

Результаты использования техники Стринг — арт у детей с ОВЗ показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьмии помогает социализироваться и развиваться как личности.

Навыки работы с учетом определенных правил, выполнение инструкций педагога формирует необходимый фундамент для формирования и развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и является залогом будущей успешной учебной деятельности. Техника Стринг –арт приучаетдетей с ОВЗ быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к сверстникам.

У детей формируются воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой деятельностью, дети находятся в обстановке игры. Процесс социализации доверительной в игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению учащихся.

Овладение навыками творческой деятельности тесно связано с развитием волевых качеств личности ребенка, развиваетэмоционально – волевую сферу, образное мышление и воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата.

У ребенка, занимающегосятворчеством крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно формируются социальные контакты, воспитывается чувство самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, в других условиях кажущимися непреодолимыми.

В рамках организации коллективных форм сотворчества у детей с ОВЗ начинает формироваться умение договариваться со сверстниками, а также такие качества, как взаимопомощь, терпимость и адекватное отношение к результатам труда других детей.

Творческие способности детей старшего дошкольного сОВЗ – это индивидуальные качества, предопределяющие успешностьосуществления всей его деятельности.

Творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ для детейс ОВЗ сцелью их социализации. Это может быть:

  • рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия)
  • лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше)
  • аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж
  • работа с бумагой (оригами, объемная аппликация)

- театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок).

Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность в своих силах.

Таким образом, в процессе овладения навыками творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, формируется богатый спектр эмоций, развиваются коммуникативные навыки, что в конечном итоге способствует накоплению социального опыта и дальнейшей социализации и адаптации детей.

Список литературы:

  1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан. университета — 1988 г. –С. 3 – 238.
  2. Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей / Г.А. Браницкий. — Мн.: Полымя – 1995 г. С. 3 – 128.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. — М.: АСТ — 2008 г. — С. 5-671.
  4. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/А. Р.Маллер, Г. В.Цикото. — М.: Издательский центр «Академия» — 2003 г. С. 6- 208.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год