Использование технологии Виммельбух в процессе обучения ребенка в условиях ДОО. |
Педагогика | |
Автор: Котина Екатерина Александровна | |
27.04.2025 19:33 | |
МБДОУ «Детский сад№181» г.о. Самара Воспитатель Котина Е.А. В последнее время, трудно удивить и заинтересовать детей. У них есть различные игрушки, гаджеты. Они посещают кинотеатры, выставки, их кругозор достаточно обширен. Но при этом, мотивация к занятиям находится на низком уровне. Педагоги находятся в постоянном поиске новых интересных технологий. Адаптируют их для своих детей, в зависимости от возраста и особенностей развития. Разрабатывают новые и увлекательные задания, позволяющие решать образовательные задачи. Одной их таких технологий в нашем детском саду стала книга Виммельбуха. Цель данной технологии формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
Задачи технологии по областям развития дошкольников: 1. Социально-коммуникативное развитие:
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие:
4. Художественно-эстетическое развитие:
Книгу Виммельбух можно использовать в разном возрасте от младшего до старшего дошкольного возраста. Вопросы и задания можно варьировать в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Диагностика детей проводится по методике Е.А. Стребелевой, это методика позволяет выявить не только интеллектуальные, но и речевые особенности детей. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Используется для выявления уровня развития творческого воображения. Детям предлагается инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе её не рассказывал». Затем за ребёнком подробно записывается его сочинение. Основные формы взаимодействия с детьми: 1. Использование в следующих образовательных областях. Познавательное развитие: «Игрушки», «Зоопарк», «Космос», «Посчитай», «Сравни», «Найди», «Положи рядом с...». Социально-коммуникативное развитие: «В детском саду», «На улице» «Веселый и грустный», «Помощники». Речевое развитие. «Опиши», «Назови предмет», «Перечисли всех диких животных», «Составь рассказ», «Сочини историю», «Загадай загадку», «Цирк». Художественно -эстетическое развитие — «Нарисуй нашу игровую комнату», «Слепи любимую игрушку», «А что за окном?». 2. Ввовлечение детей в различные виды деятельности; 3. Испольхование дидактических игр; 4. Многообразие методов и средств обучения; 5. Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, подгрупповая. В работе с книгой используются следующие методы и средства: наглядные, словесные, практические, беседа, игровые упражнение, рисование, лепка, песочная терапия, сказкотерапия, музыка-терапия. Для выполнения заданий можно использовать дополнительный материал, это зависит от возможностей и предпочтения педагога. Для разнообразия работы с книгой используются дополнительные карточки, герои, простые и игральные кубики, игрушки, песочница, настольный театр, вода. Алгоритм использования технологии книга Виммельбух. 1. Теоретическая часть: Определение цели занятия, выбор средств и методов. В зависимости от темы, занятия, возраста детей, определяется цель и задачи. Затем подбираются средства, это может быть беседа, рассказ, выполнение визуальных упражнений (найди, покажи), педагог решает нужен ли дополнительный материал или нет, и какой именно. Выбирается книга или часть книги по соответствующей тематике. Продумываются вопросы, игры, упражнения. 2. Практическая часть. Работа с книгой.
Подведение итогов занятия, оценка достигнутых результатов. 4. Планирование проведения следующего занятия с учетом проведенных итогов. Это может быть новое занятие, если цели достигнуты, и моделирование новой ситуации если цели достигнуты не до конца. Основные принципы технологии: В ФГОС ДОутверждены основные принципы дошкольного образования, аналогичных принципам технологии Книга Виммельбух, реализация которых способствует решению поставленных задач перед образовательными организациями.
Предполагаемые результаты Речевое развитие: используют в речи новые слова; составляют описательные рассказы; сочиняют истории. Социально-коммуникативное: различают и называют эмоциональное состояние людей; знают и соблюдают правила поведения в общении совзрослыми и сверстниками; осознают свою принадлежность ксемье, социуму. Познавательное развитие: проявляют активность в познавательных видах деятельности; дети различают цвета; используют сенсорные эталоны; имеют начальное представление об окружающем мире. Описание технологии Виммельбух. Ви́ммельбух (нем. Wimmelbuch — «иллюстрированная книга-головоломка») — детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Книга содержит минимум текста (иногда текста вообще нет), а рисунки насыщены деталями. С героями книг происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это дает возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Книги бывают разных разметов, А-2, А-4, в последнее время появились книги формата А-3. Существуют книги по различным темам: «Космос», «Детский сад», «Семья», «На ферме», «Скоро в школу и много других. Виммельбух не типичная книга-игра, книга с головоломками или поисковая книга, как может показаться на первый взгляд. В ней нет четких и установленных правил. Возможности использования Виммельбуха безграничны, все зависит от фантазии педагога и заинтересованности детей. Книгу Виммельбух можно сделать самим. Например, как наша книга «Семейный Виммельбух». Эта книга формата А2. Состоит из нескольких страниц. Странице крепятся на колечках, так что они свободно переворачиваются. Книгу можно положить на стол, либо прикрепить к мольберту. Каждая страница имеет свое название, у нее есть фон и дополнительные атрибуты в виде вырезанных фигур, карточек на липучках. Задания к каждой странице, можно разделить на несколько уровней сложности, они зависят от возрастной группы детей. Для младшей группы, задание будут достаточно просты: найди, покажи, прикрепи, назови. Детям средней группы, уже сложнее: найди, с чем рядом находится предмет, прикрепи на определенное место, назови, опиши. Дети старшей группы учатся, определять расположение предметов в пространстве, описывать предметы, события, настроения. Дети подготовительной группы решают математические задачи, составляют рассказы, сами придумывают задания для сверстников и взрослых. С книгой можно работать индивидуально, или подгруппой. Так же можно проводить занятия совместно с педагогом или родителям. Вывод: По результатам проведённого мониторинга, можно сделать вывод — использование технологии Виммельбух в различных образовательных областях, позволяет успешно организовать образовательный процесс детей дошкольного возраста. Даннаятехнология позволяет объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги). В заключении хочется отметить, что потенциал Виммельбуха безграничен. Введение его в РППС групп ДОО будет способствовать не только актуализации детской книги и расширению игровой деятельности воспитанников, но и являться инновационной педагогической технологией, возможности которой можно применить в течение всего образовательного процесса.
|