«Игровые педагогические технологии, как средство развития познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития» |
Педагогика | |
Автор: Грак Наталья Викторовна | |
22.04.2025 19:58 | |
Представляем вниманию коллег мастер — класс в рамках взаимодействия специалистов компенсирующей группы для детей с ЗПР, цель которого -представление системы работы по применению инновационных и традиционных технологий в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ЗПР. Задачи:
Ход мастер-класса:
I. Вступительная часть. Обучениедетей с задержкой психического развитиячрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в которомзадержка развитиявысших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью. Использование игр в образовательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей. Правильно организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое развитие детей, способствует активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов, т.е. способствует гармоничному развитию личности. Кроме того, игра развивает и совершенствует коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей ЗПР. Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. Конечно же, это игра. Известно, что игра — это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности. II. Основная часть. Работу специалистов группы компенсирующей направленности объединяют общие цели и задачи: развитие связной речи, развитие психических познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, речи, ощущения, развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки и т.д. Понятие игровые технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Существует огромное количество игровых технологий (дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие, психологические). Мы предлагаем вашему вниманиютехнологии, которые используем на интегрированном занятии с детьми ЗПР по лексической теме: «Одежда» Игра «Учим пальчики». Направлена на сенсорное развитие ребенка, тренировку памяти, внимания и мышления, а также усвоения таких непростых понятий как «лево» и право». Данная игра способствует развитию познавательной деятельности, которая создает основу любого обучения. Игра поможет детям в легкой непринуждённой форме познакомиться с названиями пальцев на одной руке и количеством на двух, а также способствует закреплению основных цветов и их оттенков. Кубики Никитина Игры кубики Никитина развивают пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации. Воспитываютаккуратность, внимание, точность, усидчивость, целеустремленность. Релаксационная гимнастика В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Игра «Модельер» Развивает ориентировку на листе бумаги, познавательные интересы и расширяет кругозор детей, мелкую моторику, фантазию, воображение и творческие способности детей в процессе работы. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, умение задумывать и доводить начатое дело до конца. Кубики Зайцева Методика позволяет развивать познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т.д.) и одновременно обучать чтению и письму. Она дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Как известно, одним из мощнейших средств развития ребенка является игра. По технологии Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребенок играючи осваивает то, что требует большого труда в детском саду. Бодиперкуссия Телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается с помощью приобретенных навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры BodyPercussion мы видим в детских играх, песнях, танцах ( «Ладушки», «Танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений. IV. Рефлексия. - Хочется сделать вывод, что применение различных игровых технологий повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию психических процессов у детей с ЗПР, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Благодарим вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаем вам успехов и удачи в нашем общем деле!
|