Пожалуйста, играйте вместе с детьми! |
Педагогика | |||
Автор: Маричева Ирина Евгеньевна | |||
20.04.2025 08:39 | |||
Наблюдая за жизнью детей в детском саду, с грустью размышляю о том, что всё раньше и раньше наши дети начинают становиться маленькими школьниками. Всё большая часть времени в течение дняотводится на подготовку к обучению, и всё меньше времени остаётся ребятам на игры. Дети становятсяуменьшенной копией взрослых. А ведь основная деятельность дошкольника –игра! Именно она является средством воспитания детей, так как ребёнок приобщается к жизни и труду взрослыхнепосредственно через игру. Но получается, что общество, которое определяет, каким должен быть ребёнок, его занятия и игры, просто отнимает у детей детство… Постепенно утрачивается культура детской игры. Почему это происходит?
К сожалению, с каждым годом уменьшается количество детей в семьях. Нормой уже являются семьи с 1–2 ребёнком. Редко гдеесть трое или четверо детей… а ведь было время, когда в одном доме (квартире) жили братья и сёстры со своими детьми. Под одной крышей, как правило, жили дети разного возраста. Типичными были большие детские компании, в которых верховодили старшие, потому что знали много игр и их правила, а младшие подчинялись им, перенимали культуру игры. Также исчезают дворы, для которых было характерно наличие больших детских компаний… В наше время большинство детей от 3 до 7 летпосещает детские сады, в которых группы обычно из детей одного возраста (где ребёнок опять же не может перенять опыт игры у более старшего!) И кажется, что общество и педагогика, в частности, взяли игру в свои рукии могут освободить родителей от забот о занятии их детей. Однако это не так, и родители обязательно должны обратить внимание на детскую игру! На собраниях (вгруппах разных возрастов) родителям задавался вопрос: «В какие игры играют ваши дети?» Вопрос, казалось бы, несложный. Но у большинства взрослых он вызвал недоумение. Многие ответили, что их дети ни во что не играют. Некоторые, стесняясь, сказали, что их ребёнок играть ни во что не хочет, а любит смотреть мультики или просит у мамы и папы поиграть в телефоне или планшете. У некоторых старших дошкольников, как выясняется, уже есть собственные телефоны, на которых дети играют в различные игры и смотрят мультфильмы! И, как показалось, это ни у кого не вызывает тревоги. Однако длительные просмотры мультфильмовотупляют ребёнка, развивают и укрепляют в нём пассивное отношение к себе и окружающему миру. Для иллюзорного, «мультяшного», участия в жизни надо сделать лишь одно небольшое усилие – включить мультфильм. Наблюдение за приключениями героев мультиков создаёт ощущение причастности к жизни. Гораздо больше усилий и труда нужно приложить для того, чтобы жить своей, невыдуманной жизнью: договариваться с другими детьми о правилах игры, искать предметы-заместители, уметь ладить с партнёрами по игре, обустраивать игровое пространство… Все эти умения и навыки, приобретённые детьми во время игры, очень им пригодятся в будущей жизни. А вместо этого ребята часами играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы и… привыкают к пассивному времяпрепровождению. Их деятельность организуется с помощью технических средств, а не через формирование собственных индивидуальных потребностей личности и выработки способов и средств для их достижения. Просмотр многочисленных мультфильмов и компьютерные игры делают детскую игру очень примитивной: в группе (и, вероятно, дома) дети просто-напросто проигрывают мультики (и компьютерные игры), просмотренные накануне. Дети не учатся фантазировать, у них не развивается воображение, и, соответственно, у них не формируются творческие черты личности. Зато родителям удобно: никто не пристаёт: «Мама, поиграй со мной!» А между тем, игра, особенно ролевая, даёт очень много как для развития психики ребёнка, так и для развития его личности вцелом. Однако разговор с родителями о необходимости учить детей играть, о том, что игра развивает личность ребёнка, обычно не вызывает у них особого интереса, тогда как рассказ воспитателя о том, как готовить детей к школе, наоборот, вызвал большое оживление. Но мамы и папы не знают, что, по данным психологов, успешных в обучении детей отличает то, что они в дошкольном возрастеиграли в ролевые игры. А дети, которые «не наигрались», хуже успевают в учёбе, у них не сформированы мотивы учёбы и познания, быстро утрачивается интерес к школе. Как мне кажется, детские сады должны уделять больше внимания формированию и развитию у детей ролевой игры, особенно в младшей и средней группах. В подготовительной к школе группе уже трудно исправить положение, если ребёнок не был научен играть в младшем возрасте. Также, наверно, детским садам нужно помогать и родителям: учить мам и пап играть с детьми. Ведь ребёнку очень важно, чтобы самые родные и близкие люди были с ним не просто рядом, а вместе. Пожалуйста, играйте вместе с детьми! Маричева Ирина Евгеньевна Воспитатель ГБДОУ д/с №14Невского района Г. Санкт-Петербург
|