Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)
Педагогика
Автор: Мусатова Ксения Игоревна Хуторная Наталья Александровна   
12.03.2025 06:01

Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова

Подготовили: воспитатели средней ортопедической группы «Колокольчик» Мусатова К.И., Хуторная Н.А.

С самого рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

 

Скачать конспект

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Слово «авторитет» с латыни переводится как «власть, влияние». В детско-родительских отношениях, говоря «авторитет» мы, конечно, подразумеваем влияние. Потому что, если в процессе воспитания детей родители делают акцент на слове «власть», то тогда они просто хотят добиться подчинения младших. Это может привести к травме детской психики.

Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери.

Авторитет взрослых складывается из:

  • содержания обыденной жизни семьи (взаимоотношения между родителями, отношение мамы и папы к работе);
  • насыщенности семейной жизни (семейные ценности, интересы, традиции, мировоззрение);
  • мнения родителей об окружающих;
  • ответственности родителей за воспитание своих детей.

Авторитет никогда не должен зависеть от различных жизненных ситуаций и настроения взрослых.

Необходимо отличать настоящий авторитет от ложного. Формирование ложного авторитета может быть вызвано рядом причин:

  • стремление добиться послушания ребенка всеми способами;
  • желание оградить ребенка от трудностей, искупить чувство вины, компенсировать ограниченные возможности ребенка, связанные с его здоровьем. (Это характерно для семей, воспитывающих детей с ОВЗ.)

В зависимости от этого существуют разные виды ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет подавления. Это самый страшный вид ложного авторитета. По каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают к физическим методам воздействия. В таких семьях ребенок вырастает безвольным, замкнутым, забитым человеком или, наоборот, деспотом и самодуром, мстящим за подавленное детство.

Авторитет расстояния. Родители стараются быть подальше от своих детей, изредка выступая в роли начальства. Метод воспитания – отдаление от ребенка. Результат воспитания – отсутствие взаимопонимания в семье.

Авторитет чванства. (Чванство – тщеславная гордость, гордость знати, богатства.) Родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В этих семьях царит культ денег и связей, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами.

Авторитет педантизма. Родители отдают приказы и требуют их точного исполнения. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

Авторитет резонерства. В том случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать родителей.

Авторитет любви. Показная демонстрация любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. Дети очень скоро замечают, что родителей можно обмануть, только это нужно делать с нежным выражением на лице и в голосе. В таких семьях вырастают эгоисты. Первыми жертвами этого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Родители боятся конфликтов, уходят от них. Послушание детей организуется через уступчивость, мягкость, доброту и беспринципность родителей. В этих семьях дети капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «подкупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются все же воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс, дети начинают воспитывать родителей. В чем же заключается настоящий родительский авторитет?

Истинный авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь, работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит.

Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит о помощи, потому что не умеет этого делать, родители сами должны прийти на помощь. Эта помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной, в некоторых случаях необходимо предоставить возможность ребенку самому выбраться из затруднения. Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.

Задача детского сада — оказать родителям помощь в процессе формирования родительского авторитета. Для ее достижениянами используются следующие подходы:

  • Изучение семей. Важно учитывать различия в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностях, взглядах на воспитание, структуре и характере семейных отношений. Так же не следует забывать и о состоянии здоровья детей. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, требуют индивидуального подхода и помощи.
  • Установление доброжелательных отношений. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребёнка.
  • Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия. Для этого нужно сообщать им знания и информацию, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
  • Поддержка родительской инициативы. Важно поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
  • Объединение и сплочение родителей. Это поможет решать различные вопросы организации жизни детей в группе, создавать атмосферу сопричастности и общности интересов.

Взаимодействие с родителями строится поэтапно по четырем основным направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения:

  • социологические срезы;
  • опросы;
  • анкетирование;
  • «Почтовый ящик».

Использование метода анкетирования помогает познакомиться с семьями воспитанников (их состав, социальные особенности, интересы, увлечения), лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи и учитывать индивидуальные особенности.

Анкетирование «Какой я родитель», проведенное социальным педагогом с 1-10 октября 2024года, позволило сделать следующие выводы: Подавляющее большинство родителей обладает большими возможностями правильно понимать собственного ребёнка, их взгляды и суждения – союзники в решении различных воспитательных проблем.

По итогам анкетирования выстраивается дальнейшая работа по взаимодействию с родителями, разрабатывается план работы.

2. Познавательное направление

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у детей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения:

  • традиционные и нетрадиционные групповые собрания;
  • тренинги;
  • семинары – практикумы;
  • мастер – классы;
  • исследовательско – проектные, ролевые, иммитационные и деловые игры;
  • консультации;
  • индивидуальные беседы.

Групповые собрания родителей могут быть проведены в традиционной и нетрадиционной форме. Мы отдаем предпочтение нетрадиционным родительским собраниям, так как на них родители ведут себя более раскрепощенно, что способствует установлению доверительных отношений.

Нетрадиционные родительские собрания в нашей группе проводятся в форме:

  • Семинара – практикума

Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

  • Тренинга

Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

  • Мастер – класса

«Мастера» — родители, «мастера» — воспитателя делятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка.

  • Собрание-презентация

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления.

  • Вечер вопросов и ответов

Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

Семинар – практикум: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дома»

Детско – родительское мероприятие: «Цветик – семицветик».

(В рамках проекта: «Цветик – семицветик».)

Тренинговая игра: «Имена» Тренинговая игра:

«Можно — нельзя»

Мастер – класс для родителей: «Развитие мелкой моторики» Мастер – класс для родителей: «Скрайбинг – инновационный метод развития»

Собрание – презентация:

«Что такое финансовая грамотность» Собрание – презентация:

«Давайте знакомиться!»

Вечер вопросов и ответов

Консультации и индивидуальные беседы помогают нам дать квалифицированные советы родителям по воспитанию и развитию детей. Консультации планируются заранее, а индивидуальные беседы могут быть запланированы и носить ситуативный характер.

Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, но ничего не заменит личного эмоционального общения.

3. Досуговое направление

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения:

  • праздники;
  • детско – родительские мероприятия;
  • выставки работ семей воспитанников;
  • акции.

Это направление очень интересное, востребованное, эффективное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка, приобрести опыт взаимодействия с ним и окружающими людьми, позволяет повысить родительскую рефлексию и получить удовлетворение от совместной деятельности.

Детско – родительское мероприятие: «Широкая Масленица» Родительское собрание: «Физическое развитие детей4 – 5 лет»

Детско – родительское мероприятие: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Все мероприятия, организованные в детском саду, направлены на формирование родительского авторитета.

Детско – родительское мероприятие в рамках проекта: «Саратов в годы Великой Отечественной войны»

Праздник: «Встреча Весны» (в рамках проекта: «Поговорка – цветочек, пословица — ягодка»)

Детско – родительское мероприятие: «По страницам сказок» (в рамках проекта: «Математика вокруг нас»)

Участие в акциях помогает родителям заложить в сердца детей желание совершать добрые дела.

Акция: «Бессмертный полк» Акция: «Окна Победы»

Акция: «Помоги зимующим птицам» Акция: «Водорослям крышка»

Флешмоб «Планета семья», посвященный

году семьи — 2024

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Совместное творчество детей и родителей

Совместная поисковая деятельность семей воспитанников

4. Наглядно – информационное направление

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения:

  • родительские уголки (конкретные советы, игры, информация о том, чем занимается ребенок в течение дня, продуктивная деятельность детей, фотовыставки);
  • буклеты для родителей;
  • информационно – коммуникативное пространство (группа в «Контакте» и Telegram).

Эта форма работы необходима, так как часто нет возможности предоставить информацию индивидуально каждому родителю. Стенды в родительском уголке оформлены ярко и красочно, содержат интересующую родителей информацию.

Нами организуются выставки детских работ и фотовыставки разнообразной тематики.

Родительский уголок

Фотовыставка: «Книга Памяти» Фотовыставка: «Мамина колыбельная»

Выставки на стендах детского сада

Но не всегда эта информация доступна для родителей из – за ограничения их доступа в помещение детского сада, поэтому мы активно используем информационно – коммуникативное пространство (группа в «Контакте» и Viber), где данная информация дублируется. Предоставляется ежедневная информация о деятельности детей в течении дня.

Информационно – коммуникативное пространство

Работая по всем этим направлениям, особое внимание уделяем семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Способствуем их социализации, побуждая к участию в конкурсах, акциях, проектной деятельности, досуговых мероприятиях. В свою очередь общение таких семей с семьями, в которых растут здоровые дети, помогает последним осознать ценность здоровья своего малыша, стать милосерднее к окружающим, побуждает совершать добрые дела.

Взаимодействуя с семьями воспитанников, стараемся сделать так, чтобы все родители чувствовали себя частью общего дружного коллектива. Надеемся, что мероприятия, проводимые в стенах нашего детского сада, помогут родителям стать для своих детей такими родителями, которых они мечтали иметь в детстве.

Список литературы:

  1. Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко «Диалог с родителями». (Методический аспект взаимосвязи детского сада и семьи) / ООО ТЦ «СФЕРА», 2016г.
  2. А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». (Приложение к журналу «Управление ДОУ») / ТЦ «СФЕРА», 2011г.
  3. В.П. Иванова, И.С. Левина «Общение без конфликтов». / Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №3, 2013г.
  4. О.Н. Митрофанова «Технология эффективного взаимодействия детского сада и семьи». / «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2011г.
  5. Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова «Технология педагогического общения с родителями». / «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2010г.
  6. Е.А. Вышиваная «Опросник, тест и анкета, чтобы проверить осведомленность родителей про сайт и повысить его посещаемость». / «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №8, 2024г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год