Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников) |
Педагогика | |
Автор: Мусатова Ксения Игоревна Хуторная Наталья Александровна | |
12.03.2025 06:01 | |
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова Подготовили: воспитатели средней ортопедической группы «Колокольчик» Мусатова К.И., Хуторная Н.А. С самого рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Слово «авторитет» с латыни переводится как «власть, влияние». В детско-родительских отношениях, говоря «авторитет» мы, конечно, подразумеваем влияние. Потому что, если в процессе воспитания детей родители делают акцент на слове «власть», то тогда они просто хотят добиться подчинения младших. Это может привести к травме детской психики. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Авторитет взрослых складывается из:
Авторитет никогда не должен зависеть от различных жизненных ситуаций и настроения взрослых. Необходимо отличать настоящий авторитет от ложного. Формирование ложного авторитета может быть вызвано рядом причин:
В зависимости от этого существуют разные виды ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них. Авторитет подавления. Это самый страшный вид ложного авторитета. По каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают к физическим методам воздействия. В таких семьях ребенок вырастает безвольным, замкнутым, забитым человеком или, наоборот, деспотом и самодуром, мстящим за подавленное детство. Авторитет расстояния. Родители стараются быть подальше от своих детей, изредка выступая в роли начальства. Метод воспитания – отдаление от ребенка. Результат воспитания – отсутствие взаимопонимания в семье. Авторитет чванства. (Чванство – тщеславная гордость, гордость знати, богатства.) Родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В этих семьях царит культ денег и связей, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами. Авторитет педантизма. Родители отдают приказы и требуют их точного исполнения. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером. Авторитет резонерства. В том случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать родителей. Авторитет любви. Показная демонстрация любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. Дети очень скоро замечают, что родителей можно обмануть, только это нужно делать с нежным выражением на лице и в голосе. В таких семьях вырастают эгоисты. Первыми жертвами этого эгоизма становятся сами родители. Авторитет доброты. Родители боятся конфликтов, уходят от них. Послушание детей организуется через уступчивость, мягкость, доброту и беспринципность родителей. В этих семьях дети капризны, требовательны, командуют родителями. Авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «подкупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу. Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются все же воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс, дети начинают воспитывать родителей. В чем же заключается настоящий родительский авторитет? Истинный авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь, работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит о помощи, потому что не умеет этого делать, родители сами должны прийти на помощь. Эта помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной, в некоторых случаях необходимо предоставить возможность ребенку самому выбраться из затруднения. Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. Задача детского сада — оказать родителям помощь в процессе формирования родительского авторитета. Для ее достижениянами используются следующие подходы:
Взаимодействие с родителями строится поэтапно по четырем основным направлениям: 1. Информационно – аналитическое направление Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Формы проведения:
Использование метода анкетирования помогает познакомиться с семьями воспитанников (их состав, социальные особенности, интересы, увлечения), лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи и учитывать индивидуальные особенности. Анкетирование «Какой я родитель», проведенное социальным педагогом с 1-10 октября 2024года, позволило сделать следующие выводы: Подавляющее большинство родителей обладает большими возможностями правильно понимать собственного ребёнка, их взгляды и суждения – союзники в решении различных воспитательных проблем. По итогам анкетирования выстраивается дальнейшая работа по взаимодействию с родителями, разрабатывается план работы. 2. Познавательное направление Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у детей практических навыков воспитания детей. Формы проведения:
Групповые собрания родителей могут быть проведены в традиционной и нетрадиционной форме. Мы отдаем предпочтение нетрадиционным родительским собраниям, так как на них родители ведут себя более раскрепощенно, что способствует установлению доверительных отношений. Нетрадиционные родительские собрания в нашей группе проводятся в форме:
Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
«Мастера» — родители, «мастера» — воспитателя делятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка.
Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления.
Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить. Семинар – практикум: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дома» Детско – родительское мероприятие: «Цветик – семицветик». (В рамках проекта: «Цветик – семицветик».) Тренинговая игра: «Имена» Тренинговая игра: «Можно — нельзя» Мастер – класс для родителей: «Развитие мелкой моторики» Мастер – класс для родителей: «Скрайбинг – инновационный метод развития» Собрание – презентация: «Что такое финансовая грамотность» Собрание – презентация: «Давайте знакомиться!» Вечер вопросов и ответов Консультации и индивидуальные беседы помогают нам дать квалифицированные советы родителям по воспитанию и развитию детей. Консультации планируются заранее, а индивидуальные беседы могут быть запланированы и носить ситуативный характер. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, но ничего не заменит личного эмоционального общения. 3. Досуговое направление Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Формы проведения:
Это направление очень интересное, востребованное, эффективное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка, приобрести опыт взаимодействия с ним и окружающими людьми, позволяет повысить родительскую рефлексию и получить удовлетворение от совместной деятельности. Детско – родительское мероприятие: «Широкая Масленица» Родительское собрание: «Физическое развитие детей4 – 5 лет» Детско – родительское мероприятие: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить». Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Все мероприятия, организованные в детском саду, направлены на формирование родительского авторитета. Детско – родительское мероприятие в рамках проекта: «Саратов в годы Великой Отечественной войны» Праздник: «Встреча Весны» (в рамках проекта: «Поговорка – цветочек, пословица — ягодка») Детско – родительское мероприятие: «По страницам сказок» (в рамках проекта: «Математика вокруг нас») Участие в акциях помогает родителям заложить в сердца детей желание совершать добрые дела. Акция: «Бессмертный полк» Акция: «Окна Победы» Акция: «Помоги зимующим птицам» Акция: «Водорослям крышка» Флешмоб «Планета семья», посвященный году семьи — 2024 Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Совместное творчество детей и родителей Совместная поисковая деятельность семей воспитанников 4. Наглядно – информационное направление Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Формы проведения:
Эта форма работы необходима, так как часто нет возможности предоставить информацию индивидуально каждому родителю. Стенды в родительском уголке оформлены ярко и красочно, содержат интересующую родителей информацию. Нами организуются выставки детских работ и фотовыставки разнообразной тематики. Родительский уголок Фотовыставка: «Книга Памяти» Фотовыставка: «Мамина колыбельная» Выставки на стендах детского сада Но не всегда эта информация доступна для родителей из – за ограничения их доступа в помещение детского сада, поэтому мы активно используем информационно – коммуникативное пространство (группа в «Контакте» и Viber), где данная информация дублируется. Предоставляется ежедневная информация о деятельности детей в течении дня. Информационно – коммуникативное пространство Работая по всем этим направлениям, особое внимание уделяем семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Способствуем их социализации, побуждая к участию в конкурсах, акциях, проектной деятельности, досуговых мероприятиях. В свою очередь общение таких семей с семьями, в которых растут здоровые дети, помогает последним осознать ценность здоровья своего малыша, стать милосерднее к окружающим, побуждает совершать добрые дела. Взаимодействуя с семьями воспитанников, стараемся сделать так, чтобы все родители чувствовали себя частью общего дружного коллектива. Надеемся, что мероприятия, проводимые в стенах нашего детского сада, помогут родителям стать для своих детей такими родителями, которых они мечтали иметь в детстве. Список литературы:
|