«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Соломатова Нина Петровна | |||
12.03.2025 05:45 | |||
Соломатова Н.П. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г. Томска В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с детьми с нормой развития, что дает возможность более успешной социализации детей с ОВЗ в обществе. Логопедическая работа в группах для детей с особыми возможностями здоровья представляет собой обеспечение инклюзии, которая способствует особым условиям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного отношения сверстников, а также оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Однако способность включиться в группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. В работе с детьми педагогам актуально использовать различные педагогические технологии для развития детей с ОВЗ. Труды Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, А.Г. Зикеевой, Т.С. Зыковой и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей с ограниченными особенностями здоровья. На практике имеется проблема обеспечения условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Цель: Поделиться с коллегами нетрадиционными педагогическими технологиями в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Задачи:
Японская методика пальцевого массажа Эта методика очень доступна и интересна. Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
4. Массаж шестигранными карандашами:
Куклотерапия Поскольку наши дети дошкольники, то основным средством и методом работы с детьми является игра. Для более успешного достижения поставленных целей, а это формирование правильной, красивой речи мы используем в игре с детьми куклы. В своей практике этот метод применяю для автоматизации звуков, для организационного подгрупповых занятиях, при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастики. Семянотерапия Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной.
Так же используем аппликации при Артикуляционных упражнениях «Лошадка» — щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по семенам». «Качели» — языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по семенам в том же направлении. При Автоматизации звуков «Заведи мотор машины» — произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по семенам. «Горочка» — набрать в руку семена и произносить звук [C], насыпая горку. При Развитии фонематического слуха «Спрячь ручки» — прятать руки в семена, услышав заданный звук. «Слоговые дорожки» — рисовать круги на семенах, проговаривая слоговые дорожки. Ароматерапия Обязательна проверка на аллергию! Отрицательная реакция: тошнота, головная боль (смыть остатки масла, дать подышать ребёнку). В моей практике отрицательных реакций не было. В основном использую аромолампу во время логопедического массажа. Капаем две, три капли максимум. Запах не должен быть слишком явным, а чуть еле уловимым. Здесь главное не переборщить. Любой запах вдыхать не более 20-30 минут, курс лечения 10-20 сеансов. Музыкотерапия Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Тихая медленная музыка, со звуками природы помогает детям расслабиться, придать атмосферу спокойствия, добавить интереса к занятиям. В своей практике мы используем интегративный вид музыкотерапии с аромолампой. Таким образом, данные технологии мы используем в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Мы заметили, что данные технологии помогают детям сконцентрировать внимание, вызывают интерес, способствуют развитию мелкой моторики, речевой и познавательной активности, обладают положительным психологическим воздействием и создают благоприятные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература:
|