Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Педагогика
Автор: Соломатова Нина Петровна   
12.03.2025 05:45

«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Соломатова Н.П. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г. Томска

В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с детьми с нормой развития, что дает возможность более успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Логопедическая работа в группах для детей с особыми возможностями здоровья представляет собой обеспечение инклюзии, которая способствует особым условиям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного отношения сверстников, а также оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

 

Однако способность включиться в группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. В работе с детьми педагогам актуально использовать различные педагогические технологии для развития детей с ОВЗ.

Труды Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, А.Г. Зикеевой, Т.С. Зыковой и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей с ограниченными особенностями здоровья. На практике имеется проблема обеспечения условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Цель: Поделиться с коллегами нетрадиционными педагогическими технологиями в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Представить японскую методику массажа пальцев для тренировки движения пальцев рук;
  • Показать технологию куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ;
  • Проанализировать эффективность технологии семянотерапии для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  • Рассказать об ароматерапии и музыкатерапии как о сопровождающих технологиях.

Японская методика пальцевого массажа

Эта методика очень доступна и интересна.

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
  2. Массаж ладонных поверхностей шариками.
  3. Массаж грецкими орехами:
  • катать два ореха между ладонями;
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами

4. Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

Куклотерапия

Поскольку наши дети дошкольники, то основным средством и методом работы с детьми является игра. Для более успешного достижения поставленных целей, а это формирование правильной, красивой речи мы используем в игре с детьми куклы.

В своей практике этот метод применяю для автоматизации звуков, для организационного подгрупповых занятиях, при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Семянотерапия

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной.

  • «Сухой бассейн». В емкость насыпается крупа, и можно творить! Зарываться в нее ручками, закапывать и искать разные мелкие игрушки. Можно сделать несколько бассейнов с разной крупой или семенами. Попробовать дать характеристику каждому виду семени.
  • «Выкладывание» из них разных фигур: круг, квадрат, треугольник, цифры, буквы.
  • Рисование на крупах нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, сопровождая стихами, песенками.
  • Можно сделать аппликацию. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы.

Так же используем аппликации при Артикуляционных упражнениях

«Лошадка» — щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по семенам».

«Качели» — языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по семенам в том же направлении.

При Автоматизации звуков

«Заведи мотор машины» — произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по семенам.

«Горочка» — набрать в руку семена и произносить звук [C], насыпая горку.

При Развитии фонематического слуха

«Спрячь ручки» — прятать руки в семена, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» — рисовать круги на семенах, проговаривая слоговые дорожки.

Ароматерапия

Обязательна проверка на аллергию!

Отрицательная реакция: тошнота, головная боль (смыть остатки масла, дать подышать ребёнку).

В моей практике отрицательных реакций не было.

В основном использую аромолампу во время логопедического массажа. Капаем две, три капли максимум. Запах не должен быть слишком явным, а чуть еле уловимым. Здесь главное не переборщить.

Любой запах вдыхать не более 20-30 минут, курс лечения 10-20 сеансов.

Музыкотерапия

Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Тихая медленная музыка, со звуками природы помогает детям расслабиться, придать атмосферу спокойствия, добавить интереса к занятиям.

В своей практике мы используем интегративный вид музыкотерапии с аромолампой.

Таким образом, данные технологии мы используем в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Мы заметили, что данные технологии помогают детям сконцентрировать внимание, вызывают интерес, способствуют развитию мелкой моторики, речевой и познавательной активности, обладают положительным психологическим воздействием и создают благоприятные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. – Москва: ВЛАДОС, 2004.
  2. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Кристина Квитко Театральный метод как один из видов арт-терапии.
  4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – Москва, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год