Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Педагогика
Автор: Соломатова Нина Петровна   
12.03.2025 05:45

«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»«Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Соломатова Н.П. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г. Томска

В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с детьми с нормой развития, что дает возможность более успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Логопедическая работа в группах для детей с особыми возможностями здоровья представляет собой обеспечение инклюзии, которая способствует особым условиям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного отношения сверстников, а также оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

 

Однако способность включиться в группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. В работе с детьми педагогам актуально использовать различные педагогические технологии для развития детей с ОВЗ.

Труды Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, А.Г. Зикеевой, Т.С. Зыковой и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей с ограниченными особенностями здоровья. На практике имеется проблема обеспечения условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Цель: Поделиться с коллегами нетрадиционными педагогическими технологиями в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Представить японскую методику массажа пальцев для тренировки движения пальцев рук;
  • Показать технологию куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ;
  • Проанализировать эффективность технологии семянотерапии для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  • Рассказать об ароматерапии и музыкатерапии как о сопровождающих технологиях.

Японская методика пальцевого массажа

Эта методика очень доступна и интересна.

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
  2. Массаж ладонных поверхностей шариками.
  3. Массаж грецкими орехами:
  • катать два ореха между ладонями;
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами

4. Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

Куклотерапия

Поскольку наши дети дошкольники, то основным средством и методом работы с детьми является игра. Для более успешного достижения поставленных целей, а это формирование правильной, красивой речи мы используем в игре с детьми куклы.

В своей практике этот метод применяю для автоматизации звуков, для организационного подгрупповых занятиях, при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастики.

Семянотерапия

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной.

  • «Сухой бассейн». В емкость насыпается крупа, и можно творить! Зарываться в нее ручками, закапывать и искать разные мелкие игрушки. Можно сделать несколько бассейнов с разной крупой или семенами. Попробовать дать характеристику каждому виду семени.
  • «Выкладывание» из них разных фигур: круг, квадрат, треугольник, цифры, буквы.
  • Рисование на крупах нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, сопровождая стихами, песенками.
  • Можно сделать аппликацию. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы.

Так же используем аппликации при Артикуляционных упражнениях

«Лошадка» — щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по семенам».

«Качели» — языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по семенам в том же направлении.

При Автоматизации звуков

«Заведи мотор машины» — произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по семенам.

«Горочка» — набрать в руку семена и произносить звук [C], насыпая горку.

При Развитии фонематического слуха

«Спрячь ручки» — прятать руки в семена, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» — рисовать круги на семенах, проговаривая слоговые дорожки.

Ароматерапия

Обязательна проверка на аллергию!

Отрицательная реакция: тошнота, головная боль (смыть остатки масла, дать подышать ребёнку).

В моей практике отрицательных реакций не было.

В основном использую аромолампу во время логопедического массажа. Капаем две, три капли максимум. Запах не должен быть слишком явным, а чуть еле уловимым. Здесь главное не переборщить.

Любой запах вдыхать не более 20-30 минут, курс лечения 10-20 сеансов.

Музыкотерапия

Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Тихая медленная музыка, со звуками природы помогает детям расслабиться, придать атмосферу спокойствия, добавить интереса к занятиям.

В своей практике мы используем интегративный вид музыкотерапии с аромолампой.

Таким образом, данные технологии мы используем в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Мы заметили, что данные технологии помогают детям сконцентрировать внимание, вызывают интерес, способствуют развитию мелкой моторики, речевой и познавательной активности, обладают положительным психологическим воздействием и создают благоприятные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. – Москва: ВЛАДОС, 2004.
  2. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Кристина Квитко Театральный метод как один из видов арт-терапии.
  4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – Москва, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год