СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗРОСЛЫЕ ВМЕСТЕ И РЯДОМ |
Педагогика | |||
Автор: Инякина Ирина Викторовна | |||
29.08.2025 13:13 | |||
И.В. Инякина МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8» г.о. Саранск В последние десятилетия дошкольное образование претерпело значительные изменения. Современный ребенок растет в условиях стремительного развития технологий, изменяющегося социального окружения и новых образовательных подходов. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, и взрослые, находящиеся рядом с ребенком, играют ключевую роль в этом процессе. Родители, воспитатели и другие значимые фигуры формируют картину мира ребенка, его представления о себе и о взаимоотношениях с окружающими. Через общение, игры и повседневные взаимодействия взрослые передают ребенку знания, ценности и нормы поведения. Влияние взрослых на развитие дошкольника многогранно. Они стимулируют познавательную активность, поддерживают любознательность и помогают ребенку осваивать новые навыки. Эмоциональная поддержка и безусловная любовь создают чувство безопасности и уверенности в себе, что способствует развитию здоровой самооценки и умению справляться с трудностями. В данной публикации мы обсудим, как взрослые могут стать надежной опорой и наставником для ребенка в его образовательном путешествии. Взрослое присутствие и поддержка в жизни современного ребенка не имеют аналогов. Сотрудничество между детьми и взрослыми, будь то в образовательной или бытовой среде, является основополагающим элементом в процессе развития личности малыша.
Формирование у детей дошкольного возраста корректного понимания мира вокруг играет ключевую роль в их социальном становлении. Привить ребенку умение контактировать с окружающей средой задача агентов социализации. Во-первых, это семейное окружение. Семейные отношения и оказываемая поддержка формируют фундамент для эмоционального, социального и когнитивного развития дошкольников. В этот критический период жизни дети особенно восприимчивы к воздействию окружающей среды, в первую очередь, к взаимодействию с родителями и другими членами семьи. Теплая, любящая и поддерживающая атмосфера способствует формированию чувства безопасности и уверенности в себе, что является необходимым условием для здорового психологического развития. Важно отметить, что качество взаимодействия между членами семьи оказывает прямое влияние на самооценку ребенка. Если он чувствует себя любимым, принятым и уважаемым, у него формируется позитивное восприятие себя и окружающего мира. Напротив, конфликтная обстановка, недостаток внимания и критика могут привести к неуверенности, тревожности и проблемам в общении с другими детьми. Родители играют ключевую роль в жизни дошкольника как его первые и самые важные учителя. Через наблюдение и подражание дети учатся поведенческим нормам, общению, выражению эмоций и решению проблем. Чтение книг, совместные игры, прогулки и беседы способствуют развитию речи, мышления и воображения. Стабильные и предсказуемые отношения в семье помогают детям управлять своими эмоциями, справляться со стрессом и развивать социальные навыки. Когда дети чувствуют себя любимыми и принятыми, они более открыты для исследования мира, проявления инициативы и творческого самовыражения. Однако негативные семейные отношения, такие как конфликты, насилие или недостаток внимания, могут негативно сказаться на психическом здоровье ребенка. Дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с проблемами в эмоциональном регулировании, имеют низкую самооценку и подвержены риску развития психологических проблем в будущем. Поэтому создание поддерживающей и любящей семейной обстановки является важным заданием для родителей и других членов семьи. Инвестиции в здоровые семейные отношения – это вложения в будущее наших детей, в их психологическое благополучие и успешную адаптацию к жизни. Взаимодействие семьи с дошкольным учреждением играет важную роль в этом процессе. Во-вторых, педагоги. Педагоги не просто наполняют ребенка знаниями, они также являются основополагающими фигурами в формировании мировоззрения, ценностей и социальных навыков. Воспитатели, педагоги, тренеры – все они вносят свой вклад в становление личности, направляя энергию и любопытство ребенка в конструктивное русло. Анализ роли воспитателей в формировании личности ребенка показывает многогранность их влияния. Воспитатель создает безопасную и поддерживающую среду, где ребенок может экспериментировать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Он помогает развить уверенность в себе, умение общаться с другими детьми и взрослыми, а также критически мыслить. Необходимо подчеркнуть, что эффективное педагогическое воздействие основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Учитывая уникальные особенности характера, темперамента и способностей, воспитатель может подобрать наиболее подходящие методы обучения и воспитания. Это позволяет раскрыть потенциал ребенка и помочь ему достичь успеха в различных областях. Более того, воспитатели играют важную роль в формировании моральных принципов и нравственных ориентиров. Они учат детей уважению к окружающим, ответственности за свои поступки и умению сопереживать. Таким образом, педагоги не только передают знания, но и воспитывают достойных членов общества. В-третьих, это взаимодействие дошкольного учреждения ссемьей. Взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей является ключевым элементом успешного развития ребенка. Это сотрудничество, где педагоги и родители объединяют свои усилия для создания благоприятной обстановки, способствующей всестороннему росту и благополучию малыша. Эффективное взаимодействие включает в себя открытый диалог, взаимное уважение и готовность к совместной работе. Существует множество способов взаимодействия между педагогами и родителями, направленных на повышение педагогической компетентности последних и их активное участие в жизни детского сада. Но приведу примеры из моего личного опыта работы с родителями. 1. Тема: Открытое занятие в старшей группе «Юные детективы» для родителей в ДОУ Цель: создание условий для укрепления доверия между семьей и ДОУ, демонстрация эффективности педагогического процесса и повышение вовлеченности родителей в жизнь учреждения. Задачи:
Технологии: игровая. Эффективность: Ребенок, ощущая внимание и интерес со стороны родителей, чувствует себя достойным и счастливым из-за своего вклада в общее дело. Поощрительные слова воспитателя и одобрительные жесты родителей укрепляют у ребенка веру в свои способности. Общение со сверстниками и освоение новых игр обогащают социальные навыки ребенка, расширяя его горизонты. Повторение уже освоенных моментов в присутствии родителей укрепляет знания, повышая шансы на их последующее применение в практике. Для родителей участие в мероприятии позволяет почувствовать себя равноправными партнерами педагогов, которые помогают в воспитании и обучении их детей. Родители знакомятся с содержанием и методами образовательного процесса, узнают о приёмах, используемых педагогами. Возможность видеть успехи своего ребенка, получать похвалу от воспитателя способствует положительному отношению к ДОУ. На занятие родители получают конкретные рекомендации по поддержке домашних заданий, советы по повышению дисциплины и интереса к учебе у своих детей. Открытое занятие с родителями, лично для меня, дало возможность наблюдать реакцию родителей и детей на предлагаемый педагогический подход, что позволяет объективно оценить действенность применяемых технологий. А так же поняла, что подготовка и реализация открытого занятия требуют творческого подхода, изучения инноваций, разработки сценариев, что стимулирует мой профессиональный рост как педагога. Обсуждение итогов занятия с родителями помогает выявить слабые места в учебном процессе, своевременно скорректировать работу. Проведение занятий объединяет усилия педагогов и родителей, создаёт атмосферу взаимопомощи и доверия, облегчает решение возникающих трудностей. 2. Тема: Оформление родительского уголка «Осенняя пора, очей очарованья!» Цель: Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Повышение педагогической грамотности у родителей. Совместная творческая деятельность с детьми. Изучение природы в разрезе сезона. Технологии: Изготовление стенда для родительского уголка с материалами и советами родителям как организовать домашние развивающие занятия с детьми, какие произведения и стихи выбрать для заучивания. Размещаются рекомендации по организации наблюдений за природой, упражнений и игр во время осенних прогулок ( «Лесной художник», «Осенний ковер», «Осенний календарь» и т.п.). Результат: У детей развивается наблюдательность и память, мышление и внимание. Развивающие занятия и совместное творчество родителей и детей позволяет понять эмоции, переживания друг друга. Продукт взаимодействия в качестве отчетов прикрепляется к стенду в родительском уголке (это могут быть совместные рисунки, подделки, календарь, придуманные строки стихов посвящённые Осени, небольшие сочинения и т.п.), а также обязательная письменная обратная связь от родителей о проделанной работе на стенде в специально отведенном для этого месте. 3. Тема: Круглый стол «Эффективное общение и доверие идут рука об руку». Цель: Установление доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами. Активизация интереса к межличностному общению, выступлению перед окружающими, формирование коммуникативных навыков у дошкольников. Поддержка воспитательной, досуговой и развивающей функции. Технологии: Используем анкеты, карточки с упражнениями, атрибуты для игр. Например, атрибутом выступает мяч и музыка. Играет музыка, мяч передается по кругу от родителя к ребенку, от ребенка к педагогу и по кругу. На ком заканчивается музыка тот должен рассказать про своего родителя или ребенка, или педагога (в зависимости от того, у кого оказался в руках мяч) несколько личностных качеств. Оппонент должен либо подтвердить названное качество, либо опровергнуть и аргументировать свой ответ. Результат: Установление эмоционального и доверительного контакта между родителями, детьми и педагогами. Улучшение семейных взаимоотношений. Подобная игра позволяет чувствовать себя ценным и любимым в жизни другого человека. Приведем примеры успешных практик использования инновационных подходов в работе с детьми и родителями. Данные подходы позволяют улучшить взаимодействие между педагогами, детьми и их родителями. Сделать взаимодействие в образовательном процессе более динамичным и многообразным, и открыть новые горизонты для успешного обучения и воспитания дошкольников. 1. Монтессори-подход Принципы метода: Метод Монтессори основан на принципах самостоятельности, свободы выбора и индивидуального подхода к каждому ребенку. В этом контексте роль педагога сводится к созданию благоприятной образовательной среды, где дети могут самостоятельно исследовать и устраивать свой учебный процесс. Взаимодействие с родителям: Родители обучаются принципам Монтессори на мастер-классах и семинарах, что позволяет им лучше понимать потребности своих детей и помогать в создании аналогичной среды дома. 2. Проектная методика Суть методики: Проектный подход позволяет детям работать над реальными задачами и использовать свои знания на практике. Дети исследуют тему через проекты, которые могут включать творческие, научные или социальные аспекты. Вовлечение родителей: Родители могут участвовать в проектах, предлагая свои идеи, реагируя на успехи детей и помогая в выполнении заданий. Это способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением. Позвольте мне поделиться примером проектного подхода, который использовался в подготовительной к школе группе. Мы провели проект под названием «Математика в профессиях», который объединил в себе математику и профессиональное ориентирование. Обычно эти две области рассматриваются отдельно, но наш проект показал, как математические знания могут быть применены в различных профессиях, сделав обучение более увлекательным и содержательным для детей. В результате проведенных мероприятий дети значительно улучшили свои знания по математике и проявили больший интерес к этому предмету. Они также получили более широкие знания о различных профессиях и начали уважительно относиться к людям, занимающимся разными видами деятельности. Родители стали более осведомленными о важности математического образования и активнее участвуют в образовательном процессе своих детей. Это также способствовало укреплению партнерских отношений с детским садом и развитию навыков поддержки и поощрения детей. Для нас это означает улучшение взаимодействия с родителями, повышение мотивации и профессионального мастерства. 3. Использование технологий Цифровое обучение: Современные технологии открывают новые возможности для взаимодействия с детьми. С помощью технологий, таких как обучающие игры и приложения, дети могут изучать новые темы во взаимодействии с цифровыми ресурсами. Онлайн-общение с родителями: Платформы для общения с родителями (например, через мессенджеры или социальные сети) могут использоваться для обмена опытом, предложениями по вопросам воспитания и обучения, а также для уведомлений о новостях и мероприятиях. 4. Групповая работа и командные проекты Командные игры и мини-проекты в группе способствуют развитию навыков сотрудничества и коммуникации у детей. Педагоги могут организовывать активные упражнения, которые требуют командной работы и взаимопомощи. Создание семейных групп, где родители могут совместно с детьми выполнять задания, помогает развивать творческий подход и укрепляет семейные отношения. 5. Игровая терапия Игровая терапия используется для работы с детьми, испытывающими трудности в общении и адаптации. Педагоги могут использовать специфические игры и упражнения, которые помогут детям выразить свои эмоции и развить социальные навыки. Обучение родителей: Проведение родительских собраний, где рассказываются методы игровой терапии, помогает родителям понять, как поддержать своих детей в трудных ситуациях и развивать эмоциональный интеллект. Хочется привести примеры кейсов успешного сотрудничества детей, родителей и педагогов, которые вдохновляют и служат моделью для других учреждений. 1. Проект «Экология в детском саду» Описание проекта: В дошкольном учреждение была инициирована программа по повышению экологической сознательности среди детей и их родителей. Педагоги начали с изучения темы экологии, организовав занятия по уходу за растениями и раздельному сбору мусора. Сотрудничество: Родители были активно вовлечены в проект. Они предоставляли информацию о домашнем подключении к программе (например, участие в сборе вторичных материалов) и совместно с детьми создавали экосистемы на территории детского сада, высаживая деревья и кустарники. Итогом проекта стал экологический праздник, на котором дети представили свои работы и проведенные исследования. Результаты: Проект повысил интерес родителей к экологии и улучшил отношения между ними и педагогами. Дети благодаря этому научились заботиться о природе и осознанно относиться к окружающей среде. 2. Программа «День открытых дверей» Описание мероприятия: В детском саду было решено организовать «День открытых дверей», чтобы продемонстрировать достижения детей и привлечь внимание родителей. В этот день родители могли увидеть, как проходят занятия, и пообщаться с педагогами. Сотрудничество: Педагоги заранее пригласили родителей принять участие в организации мероприятия. Родители помогли создать декорации, подготовили выступления детей. В ходе мероприятия были проведены мастер-классы, на которых дети и родители работали вместе. Результаты: «День открытых дверей» помог родителям лучше понять процесс обучения своих детей и увидеть их навыки на практике. Многие из них высказали благодарность педагогам за участие и выразили желание чаще участвовать в жизни детского сада. 3. Семейные творческие мастерские Описание инициативы: В ДОУ разработали программу семейных творческих мастерских, где родители могли вместе с детьми заниматься различными видами творчества: живописью, лепкой, ремеслом. Сотрудничество: Каждую неделю проводились занятия, на которые родители приглашались активно участвовать. Педагоги предлагали темы и материалы, но сами родители также имели возможность делиться своими идеями. Это способствовало созданию разнообразия в учебном процессе. Результаты: Семейные творческие мастерские укрепили связи между родителями и детьми, а также развили креативные способности у детей. Родители отметили, что такие занятия расширили их представления о возможностях совместного творчества и укрепили семейные узы. В заключение хочу сказать, что современный ребенок в пространстве дошкольного образования нуждается в поддержке и участии взрослых не только как педагогов, но и как соратников. Эмоциональная поддержка, сотрудничество в обучении, интеграция технологий и развитие социальных навыков – все это создает гармоничное пространство для развития личности малыша. Важно помнить, что «взрослые вместе и рядом» — это не просто фраза, а реальная основа для успешного и радостного взросления ребенка. Педагоги, родители и сами дети должны работать вместе, создавая сильные связи, которые поддержат и укрепят эти отношения. Наша задача как взрослых — создать пространство, в котором ребенок будет чувствовать себя защищенным и уверенным, а также способствовать его развитию, использую современные подходы и практики. Важно не только быть рядом, но и активно участвовать в жизни детей, делая каждый день в детском саду уникальным и значимым. Такой подход даст возможность современному ребенку не только расти и развиваться, но и чувствовать поддержку, понимание и любовь от взрослых.
|