Проект по развивающей предметно – пространственной среде «Говорящая среда» для ДОУ
Участники проекта: педагоги, родители, дети 6-7 лет.
Актуальность проекта
Современные требования ФГОС ДО подчеркивают важность создания развивающей среды, которая стимулирует познавательную, речевую и коммуникативную активность детей. Проект говорящая среда направлен на преобразование пространства ДОУ, таким образом, чтобы каждый элемент «общался» с ребенком, побуждая его к диалогу, исследованию и творчеству.
Федеральный стандарт подчеркивает важность поддержки детской инициативы и создании условий для самостоятельной деятельности. «Говорящая среда» становится инструментом, который:
- позволяет детям самостоятельно выбирать материалы, зоны и виды активности. Дети становятся соавторами среды: участвуют в ее проектировании, вносят коррективы, например через «Совет дня».
- стимулирует познавательную активность через интерактивные элементы (карты – схемы, алгоритмы деятельности, подсказки)
- формирует навыки саморегуляции (очередность хода, выбор цвета фишки).
- формирует ответственность (дежурство).
- умение ставить цели (используя карточки – задания «Планирование дня»).
«Говорящая среда — место, где ребёнок сам делает открытия, реализует задумки и воплощает идеи».
Обоснование:
Речевое развитие – ключевой показатель готовности ребёнка к школе. «Говорящая среда» решает задачи:
- стимулирует речевую активность через визуальные, аудиальные, тактильные стимулы.
- формирует навыки общения в игровой и проектной деятельности.
- создает условия для самостоятельного познания и экспериментирования.
Цель проекта:
Создание интерактивного предметно – развивающего пространства, стимулирующего коммуникацию, инициативу и самостоятельность детей 6-7 лет через организацию среды как «третьего педагога».
Задачи:
- Разработать и внедрить элементы говорящей среды в группе и раздевалке.
- Адаптировать среду под возрастные и индивидуальные возможности детей.
- Вовлечь детей в проектирование и организацию среды.
- Вовлечь родителей во взаимодействия с «говорящей средой».
- Оценить влияние изменений на проявление детей инициативы и независимости.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап (1 месяц)
Диагностика и планирование
- Анализ текущей среды: то работает, то требует изменений.
- Совместное обсуждение с детьми идей: Как сделать нашу группу интереснее? Как выделить и обозначить игровые центры? (рисунки, беседы, голосование)
- Привлечение родителей: сбор материалов, мастер – классы по созданию элементов среды, практическая помощь (изменение шкафчиков и полочек с помощью родителей).
2. Основной этап (4- 5 месяцев)
Зонирование пространства.
«Творческая мастерская» — открытый доступ к материалам (изобразительные материалы, бросовые материалы, природные материалы)
- Уголок планирования (режим дня, сетка занятий, календарь ожидания, тема недели, азбука по теме недели, наши добрые дела, копилка идей)
- Мир логики (оснащение головоломками, ребусами, логическими заданиями, загадка дня, карточки – схемы «Танграм», «Колумбово яйцо, «Монгольская игра»)
- «Дом книг» и «Библиотека»
- Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Детская инициатива в действии
- Проекты по теме недели – детские предложения по оформлению
- Проекты по интересам – выбор темы детьми, оформление газет, коллажей, экспозиций
- Полки с открытыми материалами.
- Зоны с незавершенными объектами.
- Социологические опросы по интересам, по темам, на выбор ответа.
- Ежедневные ритуалы: Совет дня, дежурный по меню, рефлексивный дневник эмоций, Дежурный дизайнер – изменение в центрах, экран достижений.
- Оформление выставок фотографий совместных дел.
- Свободный микрофон – рассказ о своих фотографиях, коллекциях, увлечениях, поделках, рисунках.
- Место для индивидуальных выставок и работ детей.
3. Заключительный
Интервью с детьми «Что тебе нравится в группе, наблюдения, фотофиксация.
Итоговый продукт – экскурсии по группе для родителей, педагогов и детей других групп.
Ожидаемые результаты
- повышение речевой активности детей
- увеличение числа спонтанных игр и проектов
- снижение обращений к взрослым за помощью в рутинных задачах
- развитие навыков коммуникации и сотрудничества
- увеличение интереса родителей к участию в жизни группы
- создание методической базы для педагогов ДОУ по использованию РППС
Риски и решения
- Перегрузка зон – регулярная ротация материалов.
«Конфликты у детей из – за ресурсов» — введение правил договоренности, очередности, таймер.
Заключение
Проект «Говорящая среда» способствует созданию условий, где каждый элемент среды становится инструментом развития. А дети становятся вторами своего обучения. То не только формирует речевые навыки, но и учит детей мыслить, задавать вопросы, взаимодействовать с миром. Внедрение проекта повышает качество образовательного процесса.
- Воспиатель Агнивина Людмила Викторовна
- Воспитатель Пирожкова Татьяна Семёновна
|