Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект по развивающей предметно – пространственной среде «Говорящая среда» для ДОУ
Педагогика
Автор: Агнивина Л.В. и Пирожкова Т.С.   
29.08.2025 17:09

Проект по развивающей предметно – пространственной среде «Говорящая среда» для ДОУПроект по развивающей предметно – пространственной среде «Говорящая среда» для ДОУ

Участники проекта: педагоги, родители, дети 6-7 лет.

Актуальность проекта

Современные требования ФГОС ДО подчеркивают важность создания развивающей среды, которая стимулирует познавательную, речевую и коммуникативную активность детей. Проект говорящая среда направлен на преобразование пространства ДОУ, таким образом, чтобы каждый элемент «общался» с ребенком, побуждая его к диалогу, исследованию и творчеству.

Федеральный стандарт подчеркивает важность поддержки детской инициативы и создании условий для самостоятельной деятельности. «Говорящая среда» становится инструментом, который:

 

  • позволяет детям самостоятельно выбирать материалы, зоны и виды активности. Дети становятся соавторами среды: участвуют в ее проектировании, вносят коррективы, например через «Совет дня».
  • стимулирует познавательную активность через интерактивные элементы (карты – схемы, алгоритмы деятельности, подсказки)
  • формирует навыки саморегуляции (очередность хода, выбор цвета фишки).
  • формирует ответственность (дежурство).
  • умение ставить цели (используя карточки – задания «Планирование дня»).

«Говорящая среда — место, где ребёнок сам делает открытия, реализует задумки и воплощает идеи».

Обоснование:

Речевое развитие – ключевой показатель готовности ребёнка к школе. «Говорящая среда» решает задачи:

  • стимулирует речевую активность через визуальные, аудиальные, тактильные стимулы.
  • формирует навыки общения в игровой и проектной деятельности.
  • создает условия для самостоятельного познания и экспериментирования.

Цель проекта:

Создание интерактивного предметно – развивающего пространства, стимулирующего коммуникацию, инициативу и самостоятельность детей 6-7 лет через организацию среды как «третьего педагога».

Задачи:

  1. Разработать и внедрить элементы говорящей среды в группе и раздевалке.
  2. Адаптировать среду под возрастные и индивидуальные возможности детей.
  3. Вовлечь детей в проектирование и организацию среды.
  4. Вовлечь родителей во взаимодействия с «говорящей средой».
  5. Оценить влияние изменений на проявление детей инициативы и независимости.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (1 месяц)

Диагностика и планирование

  • Анализ текущей среды: то работает, то требует изменений.
  • Совместное обсуждение с детьми идей: Как сделать нашу группу интереснее? Как выделить и обозначить игровые центры? (рисунки, беседы, голосование)
  • Привлечение родителей: сбор материалов, мастер – классы по созданию элементов среды, практическая помощь (изменение шкафчиков и полочек с помощью родителей).

2. Основной этап (4- 5 месяцев)

Зонирование пространства.

  • Интерактивные зоны

«Творческая мастерская» — открытый доступ к материалам (изобразительные материалы, бросовые материалы, природные материалы)

  • Уголок планирования (режим дня, сетка занятий, календарь ожидания, тема недели, азбука по теме недели, наши добрые дела, копилка идей)
  • Мир логики (оснащение головоломками, ребусами, логическими заданиями, загадка дня, карточки – схемы «Танграм», «Колумбово яйцо, «Монгольская игра»)
  • «Дом книг» и «Библиотека»
  • Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Детская инициатива в действии

  • Проекты по теме недели – детские предложения по оформлению
  • Проекты по интересам – выбор темы детьми, оформление газет, коллажей, экспозиций
  • Полки с открытыми материалами.
  • Зоны с незавершенными объектами.
  • Социологические опросы по интересам, по темам, на выбор ответа.
  • Ежедневные ритуалы: Совет дня, дежурный по меню, рефлексивный дневник эмоций, Дежурный дизайнер – изменение в центрах, экран достижений.
  • Оформление выставок фотографий совместных дел.
  • Свободный микрофон – рассказ о своих фотографиях, коллекциях, увлечениях, поделках, рисунках.
  • Место для индивидуальных выставок и работ детей.

3. Заключительный

Интервью с детьми «Что тебе нравится в группе, наблюдения, фотофиксация.

Итоговый продукт – экскурсии по группе для родителей, педагогов и детей других групп.

Ожидаемые результаты

  • повышение речевой активности детей
  • увеличение числа спонтанных игр и проектов
  • снижение обращений к взрослым за помощью в рутинных задачах
  • развитие навыков коммуникации и сотрудничества
  • увеличение интереса родителей к участию в жизни группы
  • создание методической базы для педагогов ДОУ по использованию РППС

Риски и решения

  • Перегрузка зон – регулярная ротация материалов.

«Конфликты у детей из – за ресурсов» — введение правил договоренности, очередности, таймер.

Заключение

Проект «Говорящая среда» способствует созданию условий, где каждый элемент среды становится инструментом развития. А дети становятся вторами своего обучения. То не только формирует речевые навыки, но и учит детей мыслить, задавать вопросы, взаимодействовать с миром. Внедрение проекта повышает качество образовательного процесса.

  • Воспиатель Агнивина Людмила Викторовна
  • Воспитатель Пирожкова Татьяна Семёновна
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год