Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Гува Л.А., Константинова М.В.   
04.03.2025 15:35

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Воспитатели

  • Гува Л.А.,
  • Константинова М.В.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать. Финансовая грамотность формируется с самого малого возраста. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Основная цель финансовой грамотности дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Почему я выбрала эту тему, объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей, начиная со среднего дошкольного возраста.

На уровне развития каждого ребенка мною были определены следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Через игру можно решить задачи в образовательных областях. В области познавательного развития- знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними. А именно: Что же такое финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

На занятиях по формированию математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах (в зависимости от возраста).

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото, как их эквивалент, или обмен товаром.

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача — сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи — в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Кафе «Вкусно и полезно» и т.д.

Мной изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Детский мир».

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

На мой взгляд, такие игры – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.

В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.

Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:

- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.

После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.

Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

В настоящее время, вряд ли найдется ребёнок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.

Попробуем разобраться, что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:

  • рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
  • разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
  • учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
  • учить экономить деньги;
  • принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
  • распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
  • учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т.п.

Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

На это есть несколько причин:

  • чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
  • чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
  • и просто был финансово благополучным.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с деньгами.

В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы могут быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными». Самым простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».

Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:

  • Когда он получает подарок деньгами.

Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.

  • Когда взрослые пользуются банкоматом.

Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.

  • В магазине.

Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.

  • Оплата счетов и квитанций.

Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.

Во время пандемии, когда мы работали с родителями и детьми дистанционно, мною была проведена работа по созданию видеофильма-сказки «Муха Цокотуха на новый финансовый лад», где приняли участие мои воспитанники.

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» (режиссёрские новинки) по проекту: «Финансовая грамотность у дошкольников среднего возраста».

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных экономических представлений, развитие художественно-исполнительских навыков, активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и активизировать словарный запас дошкольников (профессия, товар, цена, бюджет, банк, коробейник, дёшево, торг)
  • расширять представления о профессиях
  • закреплять умение классифицировать предметы по их признакам
  • закреплять математические представления о числе и его количественном составе
  • побуждать детей к сравнению, анализу, составлению своего бюджета, соотносить потребности с возможностями (хочу и надо)

применять первичные экономические знания на практике

Развивающие:

  • развивать память, воображение, мышление
  • развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
  • расширять представления о труде и его значимости в жизни человека
  • способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа
  • закреплять умение исполнять средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонации, движения)
  • развивать отчётливое произношение, согласовывать диалоги персонажей
  • закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разным характером музыки
  • воспитывать умение действовать в коллективе

Предварительная работа:

Чтение и просмотр сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», обсуждение образов персонажей, знакомство с профессиями (продавец, строитель), с предметами труда, разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», заучивание стихотворных текстов, изготовление кошельков из бумаги в технике «Оригами», подготовка декораций и костюмов.

Необходимо отметить, что задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий. Важно не забывать о проблемных ситуациях во время игры.

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Игровое развивающее пространство направлено на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами, предметами и другими структурами, создать центры, где ребенку можно будет использовать полученные знания по основам экономического воспитания.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Салон красоты». В развивающую предметно-пространственную экономическую среду можно включить следующие центры:

  1. Информационный центр, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
  2. Занимательно-экономический центр, в котором представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;
  3. Деятельностно-экономический центр, наполняемый игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.

Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини — «мастерская добрых дел».

Организация игрового экономического центра предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

Финансового благополучия вам и вашим детям!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год