Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование кукол-маппет в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Педагогика
Автор: Теминдарова София Муратовна   
22.02.2025 20:16

Использование кукол-маппет в работе с детьми с особыми образовательными потребностямиИспользование кукол-маппет в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Подготовила: Теминдарова С.М.,

воспитатель МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска

Каждый педагог в своем арсенале имеет много средств и приемов, с помощью которых он реализует профессиональные задачи. Постоянный поиск нового привел меня к театральным куклам маппет.

Открывает кукла рот,
Стих читает и поет.
То игрушка не простая
Кукла маппет, как живая

Кукла-маппет- удивительный инструмент, который может прийти на помощь для решения «занимательного вопроса» и стать связующим звеном между обучением и игрой. Именно куклы могут помочь в создании занимательного, значимого для каждого ребенка, занятия и решить большое количество педагогических задач.

 

Слово «puppet» имеет латинское происхождение от слова "pupa"- «куколка», «маленькое существо». Эти куклы воспринимаются как живое создание, которое словно «осознанно» двигается и говорит. Куклы маппет- это мимирующие куклы, куклы с открывающимся ртом.

Куклы-маппет-мягкие, позволяют гибко менять движения тела персонажа, а открывающийся рот- мимику. Голова куклы сшита таким образом, чтобы педагог мог вставить в нее кисть руки. При этом для имитации движения челюстей педагог просовывает большой палец в нижнюю челюсть куклы, а остальные четыре пальца – в верхнюю челюсть. Движения кисти руки позволяют открывать и закрывать рот, изображать различную мимику персонажа. В зависимости от целей и задач образовательной деятельности кукла может дополняться различными предметами.

Кукла-маппет воспринимается как реальный персонаж, воплотившийся в жизнь прямо из страны воображения. Благодаря этому двойственному восприятию, кукла очаровывает и захватывает внимание, что можно использовать не только в спектаклях и постановках, но и при планировании и проведении занятий в детском саду. Именно кукла способна одновременно помочь сфокусироваться на получении знаний и стимулировать детское воображение, поощряя творческую игру и открывая прямую дорогу к личностным открытиям каждого ребенка.

Каким образом кукла-маппет делает процесс занимательным?

Во-первых, куклы помогают задействовать эмоции ребенка (любопытство, удивление, недоумение и радость);

Во-вторых, благодаря тому, что кукла воспринимается как сверстник. Ребенок не будет бояться ответить на вопросы куклы.

В-третьих, благодаря использованию куклы легче выстраивается диалогический подход, который стимулирует и предоставляет детям возможность сформулировать и озвучить свои идеи.

Объясняя и стараясь помочь кукольному персонажу, дети расскажут ему всё, что знают сами, а в процессе и узнают что-то новое, слушая друг друга.

Все это способствует созданию условий для организации занимательного занятия.

Педагогические задачи, которые можно решить при использовании кукол-маппет

  • создание позитивной среды в группе;
  • привлечение внимания ребёнка;
  • повышение доверия детей по отношению к педагогу;
  • создание своих ритуалов, способствующих соблюдению установленных положений и создающие платформу для дальнейшей интеграции в общество;
  • способствование развитию детей, поощряя их личностные открытия через игру; помощь в преодолении страхов (отвечать, говорить перед публикой) разрушение "эмоционального барьера»;
  • изменение отношений детей к ошибкам;
  • формирование новых знаний.

Слайд 3 Куклы-маппет выполняют следующие функции: развивающая, релаксационная, обучающая, коммуникативная

Рекомендации по управлению куклой-маппет

- Подберите движения, которые будут подходить к типу выбранной Вами куклой. Например, для маппет (как лягушонок) характерны кивательные и пружинящие движения.). Но при этом, нет необходимости заставлять куклу все время прыгать или кивать во время разговора.

Избегайте длительного монолога куклы, так как движение, действие и использование реквизита иногда более эффективны, чем слова. Пусть персонаж сильно двигается или шумит только тогда, когда наступит подходящий момент.

При использовании куклы-маппет помните: дети следят за началом и концом предложения, но не за серединой! Поэтому откройте и закройте рот куклы на первые несколько слов, а затем просто сконцентрируйтесь на том, чтобы кукла «дорассказала» свою фразу до конца

Если вы не хотите, чтобы кукла говорила «вашим» голосом, то можно сказать детям: « (Имя персонажа) очень застенчив и может только шептать мне». Тогда появится возможность сосредоточиться на движении, жестах и реквизите.

Зрительный контакт очень важен: пусть кукла смотрит то на одного ребенка, то на другого, тогда будет казаться, что кукла, знает, о чем говорит.

Важно следить за тем, чтобы ребенок видел куклу живой с того момента, как она появляется перед его глазами. По окончании занятия, кукольный персонаж должен вернуться в свой дом еще «живым», так как нужно следить затем, чтобы «магия ожившей куклы» сохранялась до конца.

В группе у нас появилась первая кукла «Лягушка-квакушка». Моим «особенным» ребятам она очень понравилась. Так как кукла-маппет является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, особенно для детей с особыми образовательными потребностями.

«Лягушка-квакушка» помогала при утреннем приеме детей, создавая доверительную атмосферу: Кукла становилась «мостом» для общения. • Именно «Лягушка» помогала мне установить контакт с малышом, если он «эмоционально зажат», не хочет заходить в группу. Забавная кукла вызывает меньше страха и опасений, и с ней ребёнок быстрее идёт на контакт.

Дети часто легче открываются, когда взаимодействуют с куклой, а не с взрослым. Это помогает снизить уровень стресса и повышает комфорт пребывания ребенка в детском саду.

Потом стала незаменимым помощником при организации режимных моментов: таких как умывание, кормление, одевание. Она может рассказать, спросить, похвалить, помочь. Кукла- маппет не только привлекает внимание, но и воспитывает культуру поведения, помогает формировать гигиенические навыки.

Смешная и веселая наша «Лягушка» доставляла ребятам радость, вызывала смех. Дети смеются, а что может быть важнее психологического здоровья детей! Я решила пополнить нашу коллекцию кукол, теперь у нас в группе есть «Киса Алиса», «Лисичка» и «Волчок».

Наши «куклы» помогают формировать артикуляционные уклады. Они демонстрируют различные упражнения для язычка: поднимают язык вверх и вниз, двигают им в разные стороны, прячут в рот.

Кукла -маппет помогает вести ролевой диалог, становится добрым помощником в проведении занятий, в практической деятельности, в игре. Благодаря специально подобранным упражнениям дети активно вовлекаются в познавательный процесс, становясь вместе с героями кукол участниками разыгрываемых событий. Это помогает им лучше усваивать новые знания и овладевать навыками.

Мои воспитанникам очень нравится играть с данными куклами, они стараются их «оживлять». При этом получают радость и восторг, а также развивается мелкая моторика пальцев. Так как во время работы с маппет-куклой ручка ребёнка задействована полностью, при этом не требуется особых усилий или определённых навыков.

Каждая кукла имеет уникальную личность, черты характера. Так и у ребят свои предпочтения к игре с определенной куклой.

Используя разные куклы, я индивидуализирую подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и потребности. Отношусь к каждому ребенку с вниманием и любовью, создавая поддерживающую и вдохновляющую атмосферу.

Использование кукол -маппет в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является эффективным и многогранным подходом. Это мощный инструмент, который может обогатить образовательный процесс и помочь детям развивать важные навыки. Важно адаптировать подходы к индивидуальным потребностям каждого ребенка и создавать поддерживающую и безопасную среду для обучения и игры. Основная моя задача, как педагога работающего с особенными детьми- сделать занимательные дела максимально интересными, развивающими, познавательными и эмоциональными.

Глядя на их радостные лица, счастливые улыбки, понимаю, что я на верном пути.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год