Консультация для педагогов. «Давайте вместе поиграем!» Логические «Блоки Дьенеша». |
Педагогика | |||
Автор: Сапрыкина Наталья Геннадьевна | |||
23.02.2025 03:47 | |||
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития». А.С. Макаренко. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, пред математической подготовки. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных. Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры. Основные этапы игровой деятельности с «Блоками Дьенеша» Ориентировочно-мотивационный: совместная постановка задачи, мотивация на предстоящую деятельность Предварительный Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность: Педагог наблюдает. Предлагает вниманию ребенка игру. Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого. Поисково–исследовательский практический: педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала. Содержательно – операционный: ребенок рассматривает игры, интересуется ими. Осуществляет свободную игровую деятельность. Педагог предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес). Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр Рефлексивно-оценочный акт: осознание недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний. Ценностно – волевой: Ребенок оценивает получившейся результат с образцом. Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия Педагог обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры). Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке Планируемый результат: Достижения детей:
|