Использование технологии мнемотехники в воспитательном-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста |
Педагогика | |
Автор: Сергейчук Екатерина Романовна Яликова Юлия Олеговна Иванова Анастасия Петровна | |
09.02.2025 21:15 | |
Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Основы речевого навыка закладываются в дошкольном возрасте: именно в этот период дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Метод мнемотехники, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком, что значительно облегчает процесс становления связной речи. Его наглядный характер соответствует возрастным особенностям дошкольников. Кроме того, как показали С.Л. Рубинштейна, наглядность является одним из факторов, способствующих становлению связной речи.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Суть мнемотехники в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку своеобразным помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами. Как любая педагогическая технология, «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Поэтому необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Далее следует переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов, мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. Следующая ступень — это мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, которая состоит из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание рассказа, сказки и др.) На занятиях по развитию речи работа с мнемотаблицами осуществляется поэтапно. Сначала детей необходимо познакомить с символами. Дети учатся находить слова, спрятавшиеся в картинках. На следующем этапе дошкольники пробуют читать готовые предложения. Поначалу им предоставляют простые предложения, состоящие из 2–3 слов, далее количество слов увеличивается, а также добавляются предлоги. Следующая ступень — это составление детьми предложений из карточек-символов (мнемоквадратов). После этого дошкольники учатся составлять рассказы из готовых предложений. А в старшем возрасте они уже сами могут составлять мнемосхемы под руководством воспитателя, что непосредственно способствует развитию фантазии, мышления детей. Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Приемы мнемотехники также имеют место быть при ознакомлении воспитанников с художественной литературой, что помогает им лучше усвоить содержание произведения. При ознакомлении с художественной литературой, мы вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с дошкольниками такой педагогической технологии как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют обогащению словаря, развитию связной речи, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и содействуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников, а также являются доступным средством познания окружающего мира. Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе, постепенно осуществляя переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Литература:
|