Деловая игра с родителями «Государственный заказ мы принимаем, инициативу, и самостоятельность в наших детях развиваем!» |
Педагогика | |||
Автор: Гордеева Ноиля Апназыровна | |||
07.02.2025 13:23 | |||
Цель: способствовать повышению компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста. Задачи:
Материалы: песочные часы, карточки с разрезными картинками (для деления на 2 команды), стульчики с надписями на спинках «Инициатива», «Самостоятельность» (по количеству родителей), листочки – с подсказками «Условия поддержки», разрезные листочки с ситуациями, ручки, чистые листы. Ход деловой игры:
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем детском саду! Сегодня наша встреча пройдет в форме деловой игры, и мы с вами будем вести разговор о таких понятиях как самостоятельность и инициативность. Но перед тем как мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды. Игра «Разрезные картинки» (Родители выбирают отдельный фрагмент, им необходимо найти к какой картинке относится, и собрать картинку). Вот мы с вами и поделились на две команды, а названия команд вы узнаете, если посмотрите на спинки стульчиков. (Название команд «Самостоятельность», «Инициативность») В законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства – воспитание ответственного, инициативного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как «Поддержка детской самостоятельности и инициативности» основным принципом, которого является – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса, по поддержке своей инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Мы, педагоги создаем все условия, что бы ниши дети смогли реализовать эти качества. А сейчас уважаемые родители предлагаю вам определить такие понятия, как «самостоятельность» и «инициативность». Игра «Ассоциации» (Командам сообща нужно дать определения понятиям, команда «Самостоятельность» дает определение «инициативности», а команда «Инициативность» — «самостоятельности» у родителей есть только 5 минут на обсуждение пока пересыпается песок в песочных часах. После обсуждения выслушиваются ответы родителей). Уважаемые команды! Вы все молодцы и смогли правильно дать определения данным понятиям. А сейчас давайте послушаем, какое определение дает нам справочник. «Самостоятельность» — это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром, свобода ребенка в поступках и ответственность за них. «Инициативность» — внутреннее побуждение к новой деятельности, способность к самостоятельным активным действиям. Самостоятельность и инициативность — это ценные качества, необходимые человеку. Дети очень подвижны и инициативны. Они всегда хотят сделать все самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошколят – одна из первостепенных задач каждого родителя, и выполнять ее не так просто. Еще совсем недавно, ваш ребенок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребенка – это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Воспитывая ребенка по заранее продуманной инструкции, может быть удобно для родителей, но оно неприемлемо для детей. И самый главный минус такого подхода заключается в том, что ребенок лишается полностью самостоятельности, и остается неуверенным в себе и в своих собственных возможностях. А сейчас уважаемые команды мы с вами обсудим, какими качествами должен обладать самостоятельный и инициативный ребенок? Проводится игра «Портрет ребенка» (Каждая команда на листочке перечисляет прилагательными качества, которые характеризуют самостоятельность и инициативность. На обсуждение у команд есть 5 минут пока пересыпается песок в песочных часах. А дальше выслушиваются ответы родителей. Предполагаемый ответ родителей (добрый, активный, вверенный, целеустремленный, позитивный, любознательный, подвижный и т.д)) Наша игра продолжается дальше. Молодцы команды, справились и с этим! Уважаемые родители, мы с вами разобрали понятия, рассмотрели качества наших дошколят, а сейчас мы с вами поговорим об условиях для поддержки детской самостоятельности и инициативности. Проводится игра «Условия поддержки» (Уважаемые команды! На столах для каждой команды лежат листочки, на которых написаны условия, ваша задача, посовещавшись выбрать на ваш взгляд те, которые будут способствовать поддержки детской самостоятельности и инициативности. Время на обсуждение 5 минут, пока пересыпается песок в часах. Дальше выслушивается ответы команд.) Молодцы команды! Условия для поддержки детской инициативы создали, а сейчас предлагаю вам рассмотреть ситуации, в которых, что бы вы смогли доверить сделать самому ребенку. Проводиться игра «Ситуации уверенности» (На столах у каждой команды лежит по три ситуации. В совместном обсуждении родители определяют, что в данной ситуации можно доверить сделать ребенку самому. На обсуждении у команд есть 5 минут, пока пересыпается песок в песочных часах. Далее выслушиваются ответы команд.) Уважаемые участники игры! Вот так медленно шаг за шагом мы с вами разработали совместную стратегию успеха для каждого ребенка. Предлагаю Вам сейчас подвести итог нашей игры! Скажите, мне, пожалуйста: «Самостоятельный и инициативный ребенок, он какой?» (выслушиваются ответы команд) Что нужно делать для развития данных качеств? (выслушиваются ответы команд) Было ли вам сегодня интересно и полезно? (выслушиваются ответы родителей) Что нового и интересно для себя вы сегодня взяли? (выслушиваются ответы родителей) В заключение нашей игры хочу предложить Вам послушать несколько добрых советов, как не загубить свои усилия, направленные на развитие у детей самостоятельности и инициативности. - Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.д» дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться. - Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. - обязательно благодарите ребенка за помощь, благодарите от чистого сердца. - Не ругайте, если ребенок что – то разбил, рассыпал, или что –то сломал. Утешьте и ободрите, если что – то не получилось. - Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что – то не так. - Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите. - Никогда не говорите ребенку: «Ты мне мешаешь, уйди!» - Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, у тебя не получиться.» Давайте ребенку возможность попробовать все, к чему он тянется. - Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребенок, тут же, у него на глазах (это может быть очень обидным для него). - Ни в коем случае не смейтесь, если у него не вышло что – то не так. Такие понятия как самостоятельность и инициативность нельзя разделять. Они как одно целое и не разделимое. Самостоятельный и инициативный ребенок – это мечта каждого родителя! Уважаемые родители! я хочу вас поблагодарить за участие в нашей игре! И мне очень важно услышать ваше мнение Проводится игра «Открытый микрофон» (родители высказывают свое и пожелания об игре) Спасибо за участие! До новых встреч! «Примерные ситуации»
«Условия поддержки»
- Ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении - Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития. Чтобы ребенок не нуждался в помощи взрослого. - Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве. - Приучать ребенка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности. - Самообслуживание – прямой путь к самостоятельности. Ребенка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т.п. - Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.
|