Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра»
Педагогика
Автор: Карамышева Анастасия Алексеевна   
31.08.2025 23:45

Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра»Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра»

Дидактическая игра — это мощнейший инструмент в развитии ребенка с РАС, выполняющий гораздо больше функций, чем просто обучение.

Введение: Для нейротипичного ребенка игра — это естественный способ познания мира. Для ребенка с РАС это часто сложная, неинтуитивная деятельность. Дидактическая (обучающая) игра становится не просто развлечением, а структурированным мостом между внутренним миром ребенка и внешней реальностью, ключом к развитию и адаптации.

Часть 1:Почему именно дидактические игры так эффективны при РАС?

  • Структура и предсказуемость. У них есть четкие правила, цель и конечный результат. Эта предсказуемость снижает тревожность, которая часто сопровождает ребенка с РАС в неструктурированной свободной игре.
  • Конкретная цель. Ребенок понимает, что нужно сделать (собрать пазл, отсортировать фигуры), и видит конкретный результат своих действий. Это дает чувство завершенности и компетентности.
  • Мотивация. Яркий, часто сенсорно-привлекательный материал (цветные детали, приятные на ощупь элементы) сам по себе является мотиватором. Успех в игре можно легко подкрепить похвалой.
  • Контролируемая сложность. Игру можно адаптировать под любой уровень развития: упростить правила, разбить задание на мелкие шаги или, наоборот, усложнить.

 

Часть 2: Ключевые направления развития через дидактические игры

1. Развитие когнитивных процессов:

  • Мышление: Игры на сортировку (по цвету, форме, размеру), пазлы, головоломки, последовательности ( «что сначала, что потом») учат анализу, обобщению и установлению причинно-следственных связей.
  • Внимание и память: Лото, мемо (игры на запоминание парных картинок), игры по алгоритму требуют концентрации и удержания правила в памяти.
  • Воображение: Даже самая простая игра с правилами дает основу для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры.

2. Развитие речи и коммуникации:

  • Пассивный и активный словарь: Игры по тематическим карточкам ( «Животные», «Еда», «Транспорт») напрямую обогащают словарный запас.
  • Развитие фразовой речи: В процессе игры взрослый может стимулировать ребенка к просьбе ( «Дай красный кубик»), комментарию ( «Собачка спит»), отказу ( «Не хочу»).
  • Коммуникация: Даже невербальный ребенок может участвовать в игре, используя альтернативные системы коммуникации (PECS, карточки, жесты), чтобы сделать ход или попросить нужный предмет.

3. Развитие сенсорной интеграции:

  • Тактильное восприятие: Игры с песком, крупами, кинетическим песком, сортеры с разными на ощупь деталями, мешочки с сюрпризом.
  • Зрительное восприятие: Цветовое лото, подбор оттенков, игры с формами.
  • Слуховое восприятие: Игры на различение звуков ( «Шумелки», «Где звенит колокольчик?»).

4. Формирование социальных и бытовых навыков:

  • Понимание очереди: Любая игра с поочередными ходами ( «Ходилки» с кубиком) учит ждать своего turn (хода), что критически важно для социализации.
  • Умение проигрывать: В безопасной игровой ситуации ребенок учится справляться с фрустрацией от проигрыша.
  • Следование правилам: Это основа для понимания социальных норм и правил в обществе.
  • Бытовые навыки: Игры-шнуровки, игры с застежками (пуговицы, молнии, липучки), наборы посуды или инструментов напрямую готовят руку и мозг к реальным действиям.

Часть 3: Как выбирать и проводить дидактические игры? Практические советы для родителей.

Принцип выбора: «От простого к сложному» и «От интереса ребенка».

  1. Отталкивайтесь от интереса (specialinterest). Ребенок любит машинки? Значит, сортировать можно машинки по цвету/размеру, считать колеса, выстраивать их в ряд по заданному алгоритму.
  2. Учитывайте сенсорные особенности. Если ребенок избегает тактильных ощущений, не начинайте с игр в крупах. Начните с более нейтральных материалов (дерево, плотный картон).
  3. Используйте визуальную поддержку:
  • Визуальное расписание этапов игры (1. Достать коробку, 2. Разложить детали, 3. Собрать, 4. Убрать).
  • Правила в картинках.
  • Таймер для определения времени игры.

4. Четко формулируйте цель и правила. Объясняйте коротко и ясно, используя один и тот же алгоритм. «Сначала мы кладем картинку, потом закрываем ее фишкой».

5. Дозируйте нагрузку. Начинайте с 3-5 минут успешной игры и постепенно увеличивайте время. Лучше закончить на позитивной ноте, когда ребенок еще не устал, чем дожидаться его перегруза.

6. Адаптируйте правила. Не бойтесь упростить игру! Если стандартное лото слишком сложно, можно просто просить ребенка найти такую же картинку, как у вас в руке.

7. Будьте партнером, а не контролером. Ваша задача — направлять, поддерживать и создавать ситуацию успеха. Хвалите за усилия, а не только за результат.

Примеры дидактических игр для разных целей:

  • Для развития речи: «Лото», «Кто что ест?», «Ассоциации», «Угадай по описанию».
  • Для когнитивного развития: Пазлы, рамки-вкладыши, сортеры, счетные палочки, игры типа «Танграм».
  • Для сенсорного развития: «Тактильное лото», сенсорные коробки, игры с кинетическим песком, «Волшебный мешочек».
  • Для социального развития: Любые простые настольные игры с кубиком и фишками ( «Гонки червячков»), игры на очередность.

Заключение:

Для ребенка с РАС дидактическая игра — это не столько развлечение, сколько работа и терапия в комфортной, структурированной форме. Это безопасный полигон для отработки жизненно важных навыков: от умения думать и говорить до способности ждать своей очереди и принимать проигрыш.

Ваша роль как родителя — стать терпеливым проводником в этом мире, гибко адаптируя игры под уникальные потребности вашего ребенка. Через повторение, предсказуемость и положительное подкрепление дидактическая игра может стать одним из самых эффективных и радостных инструментов в его развитии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год