Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней и старшей группе ДОУ. |
Педагогика | |
Автор: ПантюшеваМ. В. Константинова М.В. | |
21.01.2025 16:20 | |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней и старшей группе ДОУ. Воспитатели:
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметно-пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Предметно — пространственная развивающая среда в группе организованна с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Театрализованный центр. Центр сюжетно ролевых игр- важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельностьпомогает сплотить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку-дошкольнику средствами. Центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного центра разного вида: кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. Центр дидактических игрсоздаёт условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружескиевзаимоотношения между детьми. Малыши не только знакомятся с новымидля них предметами, но и учатся действовать с ними, перенося полученныезнания и навыки в повседневную жизнь. Центр патриотизма. Всодержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны. Центр книги — в ДОУ нужен для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это специальное место, где ребёнок может самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Развивает познавательные способности, приобщает к изобразительному искусству и воспитывает навыки культуры общения и умения обращаться с книгой. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
|